к.т.н. Харчевников А. Т.
СМЕРТЕЛЬНА ПЕТЛЯ РОССИИ
Продолжим описание ранее названных ЧЭФ «рабовладение», «феодализм» и «капитализм» в кратком адаптивном изложении в форме дайджеста соответствующих глав второго раздела «Полилогии современного мира».
Часть 6. Рабовладение как «политическая демография».
Следующий эндогенный прорыв, по сути через десятки тысяч лет, сквозь сложную логику истории, обозначился в процессе преодоления рабовладения. Объект эндогенной теории достаточно ясен - рабовладение и его преодоление.
6.1. Образ рабовладения.
Кажется, что рабство к нашим благородным временам касательства не имеет, но это совсем не так.
Господствовавшие при рабовладении отношения, но уже в снятом виде, благополучно пронизывают и сегодня всю нашу жизнь в качестве процессов образования, профессионального разделения труда, трудоустройства и т.д.
Более того, эндогенное рабовладение имеет некоторые, во всяком случае формальные, сходства с капитализмом, не говоря уже о таких специфических «остатках» как кастовость, многоженство и др., особых рецидивах как торговля иностранными рабочими, проституция, «снабжение» детьми бездетных богачей, а так же «законы» уголовного мира и даже работорговля в недавней Чечне, наконец, «силовое предпринимательство» и др. Следует здесь же напомнить о легитимных тюремных и лагерных системах, наказательных и исправительных учреждениях и пр. Критическая теория рабовладения актуальна тем, что уже совершенно в других, экзогенных и глобальных формах те же самые отношения составляют основное содержание вполне современной «мировой капиталистической системы». После еще досоциальных мирооснов как эгокультурности этот следующий компонент современного мироустройства, образно хорошо известный, как «дьявольский насос» «золотого миллиарда» или как неоколониализм.
Напомним, что эндогенная логика имеет дело с тем состоянием главной последовательности, в котором раскручивается исторически новый системный кризис и реализуется первопроходческий, революционный восходящий прорыв. Это и было критическое, или предельное, рабовладение.
В постпервобытные времена в «борьбе за жизненное пространство» гораздо выигрышней, адаптивней и эффективней оказалось «освоение» не столько территорий, сколько самых эффективных орудий, а именно, самих «других» людей, находящихся, кстати, в том же «жизненном пространстве». И лишь заодно, попутно и иногда лишь территорий, что, однако, было еще более хлопотно, нежели приобретение самих людей.
6.2. Объект собственности.
Во всем уже постпервобытном развитии мы можем усмотреть явления развития не только, скажем, семьи, но и профессиональных, территориальных, экономических, технологических, даже, как ни странно, научных форм, ибо после преодоления первобытности все формы базово гетерогенны уже явным образом.
Вся суть рабовладельческих
производственных отношений совсем не просто в частной собственности, а именно в
рабовладельческой собственности. Рабы - уже люди, как писал Аристотель, вполне
наделенные рассудком, но как «живые мертвые» (формула древних египтян), «живые
орудия», ибо, как писал Маркс, «раб не продает свой труд рабовладельцу, так же
как вол не продает своей работы крестьянину». Такова сама исходная суть
рабовладения.
Но если раб не продает свой труд, образно подобен «волу», то имеет ли он вообще «рабочую силу», создает ли он вообще необходимый, прибавочный продукт…? Раб, конечно, должен питаться, одеваться, общаться и т.д., ибо он наравне с цезарем обладает общей жизнью. Но общественные формы, их понятийное выражение, а тем самым и суть, здесь совсем не экономичны.
Однако, в каком же тогда производстве, даже в его простом хозяйственном смысле, происходило как раз самое главное, а именно «изготовление» и «поставка» рабов, коли, как отмечают археологи и историки, «естественное воспроизводство не играло существенной роли среди источников пополнения рабов», семьи у раба не было? Такой вопрос уже не втискивается в зашоренное экономизмом мышление, пишет А. С. Шушарин.
«Главная отрасль» в рабовладении - это «варварское» воспроизводство будущих рабов и сама военная и пр. добыча этих рабов, что в экономических представлениях просто невыразимо ни в едином слове. Так сказать, основная часть «валового продукта» - это не «товары», а воспроизведенные у «варваров» работники, затем превращенные в рабов. Поэтому следует видеть рабство, по невольно юридическому замечанию Энгельса, как право войны, как право захвата: люди, политическое существование которых уничтожено, в силу этого и становятся рабами». Это «право войны» по тем временам было столь же естественным и повсеместным, как примерно право увольнения и найма в нынешнем капиталистическом производстве. Иначе говоря, этот «пучок прав» узаконивающих войну за обретение рабов, и приоткрывает суть рабовладельческой собственности. Начинать же приближение к пониманию сути тогдашних отношений следует с уяснения объекта узурпации, с доминирующего объекта собственности.
С необратимо уже общественной собственностью на общую жизнь (в пределах обществ) люди, еще досоциальными средствами войн, уничтожались в огромных количествах, но со стороны рабовладельческих обществ «осознанно», беспощадно, но обычно и не «повально», а ради превращения побежденных в рабов, каковые и были главным условием воспроизводства этих отношений. Пленный же, раб - это уже просто человек («принадлежит другому и все-таки человек» - Аристотель), находящийся на положении рабочего скота, но и уже обладающий элементарными человеческими правами, что хорошо известно из многочисленных греческих, римских и др. наставлений об обхождении с рабами.
В этом и вся суть основного, доминирующего процесса «производства и воспроизводства действительной жизни», основных «производственных отношений» по поводу доминирующей собственности и богатства, – «раба».
Рабство, конечно, знало и ненаказуемое убиение рабов, и формы зверского отношения к ним. Но тем не менее можно сказать, что, отражая суть производства, рабовладельцы «понимали», что живой раб - основа производства, главное богатство. А потому смешение сути рабовладения с указанными одиозными формами лишь застит глаза. Это политические и пр. извращения, рецидивы и т.д., но вовсе не сама производственная суть систем.
Среди всех базовых объектов производства в качестве нового доминирующего объекта верх одержала и постепенно зашла в кризис ограниченная (необщественная) собственность на самого человека как работника в виде раба. Причем в эндогенной форме существенна именно внеэтничность (интернациональность) качеств работника в силу идентичности профессиональной деятельности, ее самоценность. Важна работоспособность, профессия, специальность, а вовсе не то, кто этот раб - сириец, фракиец, грек и т.д. Энтропийно, проще всего (потенциальная яма) остается владеть самим производящим «человеческим материалом».
Разумеется, в силу гетерогенности производства в ограниченной (необщественной) собственности находятся и другие объекты. Так, Ленин писал, что рабовладелец одновременно владел «землей, орудиями... и людьми»11, но в эндогенной форме все фокусируется в высшем господствующем звене градации отношений, т.е. именно во владении людьми (работниками). Получилось так - достаточно владеть обществу только лишь одной, а именно военной, специальностью, чтобы с ее помощью владеть рабами, владеющими всеми остальными специальностями. Так сказать, самый «эффективный» вариант «военных обществ», близких в реалиях как раз к античности, с коей и началась «цивилизация». Милое дело.
Итак, собственность именно на рабов доминирует над собственностью на землю, на средства производства и т.п., ибо будут рабы - будет и все остальное, но не наоборот.
Так Аристотель доносит до нас из тех далёких времён: «...военное искусство... естественное средство для приобретения собственности... и на тех людей, которые, будучи по природе предназначены к подчинению, не желают подчиняться, такая война по природе своей справедлива». Рабы «по природе» образуют вечное основание рабства. Раб - логически относительно простой объект собственности и Аристотель прекрасно видел его. Но, тем не менее, в упор не видел главного - самой тайны ограниченности строя, построенного на рабстве. О рабах говорится как о собственности на них рабовладельцев. Но как доминирующие отношения и как система производства эта собственность невидима и от осознания тех времён, а так и нынешних, а особенно у «экономистов», - заблокирована.
И тут не надо обольщаться, коль скоро и Аристотель даже предположить не мог, что логически относительно простая именно собственность на «рабов по природе» преходяща, то есть «не навсегда» и «не вечна».
Хотя главное «в античности» и состояло в сложении, а в итоге и критической предельности, яркой именно рабовладельческой структуры, рабовладельческих производственных отношений. Именно процессы воспроизводства работников, их военного и пр. захвата в виде рабов, затем использования образовали самый выигрышный «технологический стиль», особо ярко в европейском, присреднеземноморском ареале развития. Но для «экономизма» такого и быть не может.
Рабовладение это еще глубоко доэкономические производственные отношения, в которых доминирующий объект - работник, что и даёт ключ к началу теоретического синтеза самих отношений.
Теперь перейдём к анализу симметрии взаимодействия «по поводу работников», что близко связано с так или иначе именуемым «демографическим».
Классическая демография изучает в основном так называемое «естественное движение» населения, его воспроизводство. Основной понятийный арсенал: рождаемость, смертность, плодовитость, продолжительность жизни, возрастные группы, брачное, половое поведение, численность, поколенческие структуры и т. д., а, базовое, это демографические отношения людей в непрерывном возобновлении поколений, ибо эти отношения вызываются необходимостью продолжения человеческого рода и в главном ни от чего другого не зависят.
В широком аспекте демография изучает количественные и качественные детерминанты рождаемости, смертности, миграции, влияние широкого круга социальных, биологических, политических, медицинских характеристик, законодательства на демографические процессы, а также совокупность социально-экономических проблем, связанных с демографическими процессами: население и ресурсы, депопуляция, планирование семьи, приживаемость мигрантов, евгеника, урбанизация, трудовые ресурсы, перераспределение доходов и пр.
Поэтому следует согласиться с тем,
что демографическое охватывает профессиональные, квалификационные,
образовательные и т.д. структуры, а равно образовательные, профессиональные
статусы и т.д., т.е., мягко говоря, нечто не совсем репродуктивное и уж совсем
не экономическое.
Короче говоря, махина таких явлений, как профориентация, профобразование, вуз, университет, подготовка и переподготовка кадров, занятость, мобильность, вообще образование, ибо в современном мире полно «неграмотных, полуграмотных, функционально малограмотных людей», и профессионально «кадровые вопросы», т.е. вся совокупность отношений в связи с работниками и соответствующими структурами - это и есть материальная сущность и подлинный объект социологической демографии, изучающей демографические производственные отношения, т.е. науки, коей пока толком еще не существует.
Эта наука, разумеется, просто обязана во всем этом море напасть на след отношений, материальных форм, по производству, воспроизводству, движению работников. Т.е. отношений людей по поводу «следующего» после общей жизни (телесно-духовного здоровья) рода ценности, а именно специальности и общественного богатства, трудовых ресурсов. Немаловажное тоже богатство, надо полагать.
Однако охватить все эти весьма разнородные, но и одновременно базово гомогенные явления, т.е. синтезировать действительную теорию, можно только одним Марксовым способом. А именно - сначала созданием критической, революционной теории как раз той исторической формы общества, в которой именно демографические отношения господствовали в своей высшей, асимметричной, преходящей форме, т.е. критическую теорию рабовладения.
Итак, исходя из установленного
объекта, а именно как работника в виде раба, сначала необходимо раскрыть
инвариантную абстрактную симметрию отношений в связи с ним, т.е.
демографическое базовое взаимодействие. Без всяких рабов.
6.3. Демографическое
взаимодействие (симметрия).
Объектом отношений или взаимодействий здесь являются люди, т.е. вовсе не рабочая сила как свойство, качество, способность или товарная форма работника, а именно сами люди. Рабочую силу может иметь или продать только ее же владелец, и более никто на белом свете, а человека - работника в виде раба может покупать и продавать как вещь совсем другой человек, а это небо и земля. Поэтому, забегая далеко вперед, заметим, что при внешне неуловимом различии «работника» и «рабочей силы» их действительно кардинальное различие в свое время ярко обнажилось в полной несовместимости, в бескомпромиссной борьбе систем «рабства» («работник») и уже «наемного рабства» (капитализм - «рабочая сила») в гражданской войне Севера и Юга в США.
Так что о «рабочей силе», да и вообще обо всех без исключений понятиях экономических отношений, предстоит пока напрочь забыть. Итак, соответствующее работнику базовое взаимодействие будем называть демографическим, а базовые производственные отношения - гражданскими или тоже демографическими.
Основные понятия.
Понимание этого начнём с обожаемой экономистами мысли Энгельса о том, что люди должны есть, пить, одеваться и т.д., а отношения по поводу этой еды, питья, одежды и именуются экономическими. Но вот незадача - для того чтобы есть, пить, одеваться и т.д., среди людей уже должны быть те, кто умеет делать еду, питье, одежду и т.д., в противном случае каждый раз пришлось бы начинать с обезьяны, вставшей на рисковый путь превращения в человека. Вот производственные отношения в связи с этими умеющими людьми мы и называем не экономическими, а демографическими. Если хорошо известный вещественно-продуктовый (экономический) срез производства характеризует объективную логику процесса производства, обмена, распределения, потребления вещей, то демографический срез характеризует куда более глубокую логику процесса «производства, распределения, обмена, потребления» самих людей как работников. Понятно, почему «производство, распределение, обмен, потребление» взято в кавычки - понятийно здесь нужно провести полное размежевание от экономических понятий «вещественного производства», имея дело только с «демографическим производством».
В приведенной аналогии «демографическое производство» - это все то же самое «производство и воспроизводство непосредственной жизни», но объективно существующее в своем срезе, резко отличительным от вещественно-продуктового среза. В действительности демографический срез глубже, ибо по отношению к нему экономические отношения сами оказываются «производными», как, впрочем, и демографические тоже «вторичны» по отношению к ранее рассмотренным культурно-родовым, органическим. Но пока все же правильнее говорить о них в чистом виде как об объективно и понятийно-описательно ортогональных.
Таким образом «рабовладение» в целом может быть представлено следующим воспроизводственным процессом, который, следуя известному марксовому аналогу «формулы капитализма», «запишем» в следующем виде:
- «диплом как требование к специалисту» - «люди как будущие работники» … «демографическое воспроизводство людей как работников» … «люди как готовые работники - специалисты»* - «диплом как характеристика работника и описание готового специалиста»* - и т. д.
Если же использовать формульные обозначения, то эта запись примет вид:
(1.3) – Дп –
Рбт …П… Рбт* − Дп* − Рбт …П… Рбт** – Дп**, М:ТРД;
где Рбт - воспроизводимый базовый объект «работник»; Дп - «эквивалент» в «промежутках» между циклами производства «дипломы, свидетельства»; П – знак «производства», звездочкой «*» отмечен воспроизведённый объект; М:ТРД - механизмы взаимодействия агентов производства «трудообмен».
Кроме обозначенных, к основным характеристикам ЧЭФ «рабовладение» следует отнести: воспроизводимый базовый объект, - «работник» (Рбт); механизм взаимодействия агентов производства, - «трудообмен» (М:ТРД); «эквивалент» в «промежутках» между циклами производства, - «дипломы, свидетельства» (Дп), (сфера - «трудонимика»); богатство, - «трудовые ресурсы»; собственность (как доминирующая собственность - асимметрия), - «собственность на работников (рабов)»; градация, базирующаяся на данной форме, - «Рабовладельческое общество» («Рабство»).
Образно говоря, получается так:
привычное нам «вещественное производство» лишь «потребляет» работников,
производит вещи для куда более важного «демографического производства», в котором
и «изготовляются» куда более внушительные богатства, сами работники. Никаких
механических границ между «демографическим», «вещественным», а равно «органическим»
производством нет и быть не может, ибо это даже не «слои», а качественно
разные, ортогональные базовые, объективно-логические срезы всегда одного неоднородного,
но и целостного, «производства и
воспроизводства непосредственной жизни».
Фазы, или виды, движений демографического взаимодействия (логически однопорядковые «производству, распределению, обмену и потреблению») сейчас понимаются весьма и весьма по-разному.
6.4. Механизм взаимодействия.
Напомним, что в черновой Марксовой формуле «вещественного производства» - «производство, распределение, обмен, потребление», - все определяет, как известно, «производство», но тем не менее логический объективный примат, то есть первенство, в отношениях за «обменом», каковой и является формой общественной связи, механизмом этого гомогенного «производства». Сам же обмен, чего Маркс в указанной формуле не отметил, вырастает из свойственного именно этому «производству» гомогенного вещественно-продуктового разделения труда, этой категории всех категорий. То есть, по сути, формы труда (деятельности), однородных срезов, разнородных сочетаний и пр. композиций и есть «главный» предмет оснований социологии.
Демографическому базовому взаимодействию свойственно уже не органическое и еще не территориальное, экономическое и т.д., но тоже однородное профессиональное разделение труда.
Вот демографы приводят уже довольно типический пример демографического воспроизводственного поведения, в частности, крестьянской семьи развивающейся страны: при данной средней продолжительности жизни в 30 лет, чтобы хоть один сын дожил до возраста, когда отцу будет 65 лет, необходимо рождение 12 детей обоего пола. Пример уже иллюстрирует, что всякое «естественное движение» населения суть не более чем цифирная форма. Поскольку вычислений родители не делают, то видно, что пример стопроцентно не экономичен, а именно демографичен: «хотя бы один сын» - это не просто сын (мужчина) и не «товаропроизводитель», а именно сельский специалист, профессиональный сельский работник (разумеется, в данной системе отношений). Будет работник - будет и все прочее, а кое-что, может, и обменять удастся. Поэтому когда говорят, что «чем беднее общество, тем выше роль детей в ежедневной жизни людей: их надежда, их страховка в старости, часто единственный источник удовлетворения чувств», то, помимо прочего, главное здесь уже в материальном «запросе» данного общества и самих людей на определенных работников.
Профессионально разделенный труд состоит в непреходящем единстве и различии самой специфической трудовой деятельности людей в качестве работников. В каких бы простых, примитивных, неявных, стихийных и т.д. формах это ни происходило, базовый механизм, связующий агентов этого профессионального разделения труда будем обозначать весьма непривычной метафорой трудообмена, отличая его от пока известных телесно-духовного общения и обмена, других базовых механизмов. Поскольку труд профессионально разделен, то трудообмен и суть механизм (тип, форма) его соединения, связи.
Виды, или фазы, движения здесь, видимо, таковы: профобразование в его широком смысле «приобщения к труду»; сама занятость (расстановка, «статика», в том числе незанятость); перемены труда (мобильность, «динамика», в том числе вхождения и выбытия); трудообмен (механизм всех связей). Объективный примат за занятостью, ибо работник - это не сидящий на завалинке человек, а действующий, работающий; но в «демографическом производстве» сама эта занятость обеспечивается образованием и балансируется общим механизмом связей трудообмена. Ведь даже, например, образование суть трудообмен обучающих и обучаемых, взаимодействие, взаимосвязь.
Так, образование в широком смысле (в том числе формирование работника) это ведь уже есть взаимодействие. Но логически эти связи явно сложнее обмена. Во-первых, в смысле самоумножаемости знаний, а во-вторых, в том смысле, что в образовании (в форме обучения, а это тоже взаимодействие) могут участвовать множественные агенты, в простейшем виде ученический класс, студенческая группа, стажеры. Хотя и книга суть обучающая форма множественных агентов. Открывают истины и обретают опыт индивиды, а передавать это можно сразу многим.
Трудообмен в образовании может осуществляться только на основе уже данного («общечеловеческая природа»), более глубокого общения (форма содеятельности вообще, механизм социально-биологического взаимодействия). Прежде чем учиться, необходимо (и генетически, и логически) уже по крайней мере уметь говорить и слушать, а в целом предполагать воспитание, уже пройти социализацию. Или, скажем для простоты, для занятий физическим трудом надо уже иметь соответствующее физическое же здоровье. Иначе сказать, трудообмен, имея собственное (демографическое) содержание, тем не менее сам есть уже форма (постформа) телесно-духовного общения; соответственно и профессиональное разделение труда, все демографические взаимодействия уже есть форма (надформа) органического разделения труда, социально-биологического взаимодействия, как уже данной «инфраструктуры». Но объективно логически они кардинально различны, ортогональны.
Так, например, воспитание (в
частности, осуществляемое семьей, двором, учительством и т.д.), каковое,
кстати, продолжается всю жизнь индивида, дает именно общее (общая жизнь,
культурность вообще, язык и пр.), а вот профобразование дает, наоборот,
интернационально, но разное (профессию, специальность).
Таким образом, в некоторой степени, имеет место «примат воспитания над образованием». Оба эти явления всегда идут рядом, а в ранних периодах развития они вообще были нерасторжимо сплетены, но их природа совершенно различна - общее и специальное, осоциаленный организм и специалист, работник.
Итак, в результате, трудообмениваются самой занятостью массивные «профессиональные классы» или «когорты».
6.5. Богатство.
Соответственно элементарной формой богатства, вокруг которого все и раскручивается в демографическом взаимодействии, является работник, имеющий ту или иную профессию, специальность, собственно и составляющие объективную ценность для человека, а тем самым и определенный жизненный смысл. «Хорошая» специальность здесь и суть проявление ценности для человека, как основы жизнеобеспечивающей занятости.
Сообразно этому уже совокупное богатство общества в демографическом срезе - это не «средства производства», а суть не что иное, как «скопление работников», специалисты, трудовые ресурсы. Количественно трудовые ресурсы характеризуются профессиональным, или образовательным, потенциалом, в том числе и особым «капиталообразующим» преподавательским потенциалом в его самом широком смысле профессионального опыта и знаний людей, передаваемых другим приобщением к труду, где бы и в каких бы формах это ни происходило.
У Маркса же, и в ортодоксальной системе взглядов, мы привыкли видеть только одно богатство - «скопление товаров», хотя он, конечно, замечал и другое: «степень искусности наличного населения является в каждый данный момент предпосылкой совокупного производства, - следовательно, главным накопленным богатством, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда, существующем, однако, в самом живом труде». Отзвук экономизма еще остается переносом «главного богатства» в создающий вещи «живой труд», но в обороте «предпосылка» уже проглядывается инфраструктурность (уже снятые явления) «искусности населения». Наконец, в самом «Капитале» prius (примат, первенство) вещей окончательно исчезает и «искусство рабочего» оказывается уже «условием производства» в рассматриваемой Марксом определенной, капиталистический форме переменного капитала. Тем самым природа этого «условия производства», «богатства» (т.е. трудовых ресурсов), так сказать, честно оставляется без всякого внимания как уже данное (в действительности - снятое), а исследуется только капиталистическая форма этой демографической данности.
Действительной подосновой трудовых ресурсов является не население, а телесно-духовное здоровье общества, но и это совсем не «счетная», не «населенческая», а просто человеческая субстанция общей жизни. Поэтому даже малюсенькое общество в этом гомогенном культурно-родовом отношении может быть много богаче огромной страны. Здесь «количество» вытекает из сути, выражаемой метафорой «здоровье» (телесно-духовное), и более ниоткуда. Трудовые ресурсы - это другое богатство, уже действительно связанное с населением, но и не просто статистически.
В непрерывности процессов жизни общества невозможно «нетрудовое» население, из которого затем куются трудовые ресурсы. Потому население - это лишь один формализуемый момент функционирующих трудовых ресурсов, включающих также будущих и прошлых работников, которые тоже никак не могут быть списаны и из демографического богатства общества, и из общей жизни. Все работники выступают в виде гигантского многообразия профессий, специальностей, квалификаций. Подобно тому как многообразие потребительных стоимостей (полезных вещей) выступает в обмене в общей и общественной форме товара (отношение), все многообразие работников («полезных людей») выступает в трудообмене в общей и общественной форме граждан (отношение), включая всех от мала до велика как будущих и прошлых работников. Но граждане как отношение от мала до велика уже не есть организмы, а как тоже отношение от мала до велика.
Поэтому тождественны или близки по значению, но с несколько разными сравнительными метафорическими нагрузками: «образовательное», «профессиональное», «демографическое», «гражданское».
Собственно профессиональному разделению труда, «демографическому производству» в его чистом однородном виде и соответствует уже не «органическое» бытие или производство, а как раз знаменитое гражданское общество (в простом значении «демос»), существующее, напомним, хотя бы в примитивных формах уже в любых постпервобытных (постстадных) обществах. Соответственно все «виды движения» этого «гражданского общества», т.е. образование, занятость (в том числе незанятость), трудообмен, перемены выбытия и вхождения, в их любых, необязательно институционализированных, структурах, - это и есть форма проявления общественно необходимого среза «демографического производства», апостериорно устанавливающего некоторую социальность граждан, как их же «количественную сторону» (престижность, важность, ценность и пр., и наоборот) на всем пространстве профессий, специальностей, квалификаций, обучающих, обучаемых, даже малых и старых, но именно в демографическом содержании как еще несмышленышей и уже знатоков.
Следующим элементом описания «демографического производства» является обслуживающее его материально-знаковое отношение, то есть базово особые «символические средства» необходимые для тематизации в коммуникации, то есть трудонимика.
6.6. Трудонимика, «профрасчёт» и ультраструктуры.
В отличие от денег «вещественного производства», имеющих, как знаки, овеществляемую же форму (скот, пленные, ракушки, золото, бумажные деньги, магнитные карточки и пр.), материальные знаки «демографического производства» такой формы не имеют. В отличие от знаков антропонимики, демографические знаки имеют более высокую определенность.
Материально-знаковые отношения демографического взаимодействия состоят в общественно признанных символах профессиональных (демографических) означениях самих граждан, т.е. в некоторых, обобщенно и метафорически говоря, дипломах, включая и специфические до- и послерабочие, во всем их уровневом, квалификационном и профессиональном «измерении». Грубо говоря, как на товаре висит знак цены, так и на работнике «висит» его диплом. Разумеется, под дипломами имеются в виду не только нынешние аттестаты и прочие корочки специальностей, квалификаций, разрядов, степеней и пр., но и тельняшки моряков, шляпы трубочистов, мундиры военных, мантии профессоров, фраки дипломатов и т.д., обслуживающие трудообмен сферой, будем говорить, трудонимики. Столь же ясным видится и смысл «профрасчета», абстрактно-однородного демографического, профессионального среза хозяйственного, то есть сознательного, рационального и юридического, учета в сфере трудонимики производства от домохозяйства до страны.
Профрасчет пронизывает всякую хозяйственную деятельность в непрерывном аспекте рационального учета и регулирования профессионального, в том числе образовательного, кадрового, среза «производства и воспроизводства действительной жизни», подготовки, переподготовки, аттестаций, «наборов» работников. В разных общественных системах это происходит, естественно, различно. К примеру, при капитализме в значительной степени такое регулирование обеспечивают биржи труда, а в плановой системе по школам, училищам, техникумам, вузам «рыщут» отделы кадров. А уж сильные отрасли и вовсе «свои» техникумы, вузы создавали. Все это и есть проявления неумолимого «профрасчета», не говоря о самих системах образования в его содержании подготовки работников.
Демографическое взаимодействие предстает в образовании заметно «вертикальное», а в основном содержании трудообмена – «горизонтальное». «Вертикали» это высота, этажность, страты; управляющие и управляемые; монархи, бюрократы, хозяева, начальники, шефы, боссы; ранги, должности и пр. Вообще говоря, определенная «вертикальность», направленность, повелительность, несимметричность есть уже и в социально-биологическом взаимодействии, скажем, в виде просто человеческого престижа, главы семьи, старшинства как культурно-родовом авторитете. Есть здесь и своя принудительность, от шлепков по заднему месту и страшных угроз до вполне взрослых табличек «Не сорить» и пр. телесно-духовных норм органического бытия. Есть несимметричные (но, опять же, и необязательно асимметричные) направленные связи и в демографическом взаимодействии, свои императивные «вертикали», субординации (квалификация, извечное учительство, наставничество и пр.), свое сопротивление, нарушения, принуждения. В конце концов любой труд содержит принудительный момент. Вот все эти формы и образуют демографическую ультраструктуру, как собственную же «административную» институцию демографических взаимодействий. Это, очень кратко и образно говоря, все системы образования (подготовки, переподготовки и пр.), а также своего рода повсеместные «отделы кадров». Но все это не связано с начальствованием в буквальном смысле, о нём поговорим значительно позднее, в «линейной форме» социализма.
Явление «начальства» (или по волнующей моде - «номенклатуры») в собственном смысле весьма многоликое и в силу гетерогенности производства, его неотвратимых ультраструктур есть во все времена. Но, как мы увидим ниже, в производственном содержании оно присуще совсем другим взаимодействиям.
Образование и принудительность (вопросы, оценки, вызовы к доске, проверки, поощрения и наказания, контрольные, зачеты, экзамены) совершенно естественно неотделимы. От детства до переподготовки кадров. Когда говорят, например, об обязательном образовании, то это и означает некоторую принудительность, «обязательность». Возрастная психология позволяет педагогике сочетать для младшей ребятни обучение с игрой. Для взрослых это уже становится потрудней, да и способности к обучению становятся поскромней. Разумеется, и для них применим «игровой метод» обучения в смысле профессионального познания путем имитации реальных ситуаций (военные учения, деловые игры, «мозговые штурмы», обучающие программы, тренажеры и пр.), но все это фактически уже приемы самой профессиональной деятельности. Тем не менее все это, собственно, и есть проявление преподавательского (учительского в самом широком смысле, а равно ученического) труда, всегда негэнтропийно, то есть в последовательном усложнении, преодолевающего некоторое сопротивление «материала».
Вот это образовательное сопротивление, длительность обучений и переобучений, квалификационные и специализированные предельности, но и в сочетании с нелинейностью образования (один учитель- много учеников; подчас колоссальная разница относительной легкости приобретения или распространения уже известных знаний и опыта с гигантскими трудностями новообразований) и образуют собственные истоки темпоритмики демографического взаимодействия. В нем основное, напомню, определяется «классами» занятости, диспозитивным («горизонтальным») характером процессов трудообмена, «профессиональным рынком», «борьбой и согласием», «игрой» или взаимодействием масс специальностей (когорт).
Мысль о «противодействии» обучению и в целом в части движения знаний в «людях» и взаимодействий этих «знающих людей», лиц, групп, когорт весьма сильна тем образом, что всякое базовое взаимодействие действительно всегда есть «борьба и согласие», «действия и сопротивления им» и т д.
Обозначив упругость («борьба и согласие») хаоса демографического взаимодействия, профессионально-образовательной суеты его структур, закончим схематические наметки описания демографического взаимодействия характеристикой абстрактного гражданского (демографического, профессионального) равновесия.
6.7. Демографическое равновесие.
Объективно-логическая симметрия демографического взаимодействия состоит в гражданском, демографическом равновесии, в эквивалентности процессов трудообмена, в соответствии совокупности дипломов занятости профессионально разделенного труда, в гомогенном хаосе динамической гармонии социальности граждан. «Необходимость распределения общественного труда в определенных пропорциях, - писал Маркс, - никоим образом не может быть уничтожена определенной формой общественного производства, - измениться может лишь форма ее проявления». Гражданское равновесие, как и органическое, и товарное, тоже весьма многомерно, т.е. заключает в себе много разных динамических пропорций, общественно необходимых соотношений, балансов, проявляемых во временных и предметных структурах массивов профессионально и образовательно разделенного труда.
Так, у демографов известна формула соотношения динамики, связывающей прирост численности населения трудоспособного возраста, численности населения, входящего в трудоспособный возраст, численности населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста, число умерших в трудоспособном возрасте, приток или отток населения в трудоспособном возрасте. Подобные соотношения существуют и для моря самих профессий, квалификаций, специальностей, обучений, в занятости, незанятости, в «горизонтальных» переменах труда, профессиональных пропорций и т.д. Как и «закон стоимости», обозначающий равновесность хаоса абстрактной товарной симметрии, здесь действует тоже, подобно, «закон социальности» граждан. Он также абстрактен, метафорически выражает идеальный, или нормальный, трудообмен как своего рода динамическую гармонию «демографического производства» с его внутренней распределенной обратной связью и своим типом демографического дискурса.
Как и товарной симметрии,
гражданского равновесия нигде и никогда непосредственно нет, ибо это
«объективная нереальность», но оно выражает вполне определенное материальное,
гомогенное демографическое давление (упругость этого типа хаоса) в воспроизводстве
жизни в ее неисчислимых противоречиях, отклонениях от нормального хода и восстановлениях
равновесия.
Это динамическое равновесие, собственно, и состоит в постоянных нарушениях, в спонтанно возникающих перекосах профессиональных структур («классов»), в сбоях процессов образования, занятости, профессиональных перемен труда, в возникающих избыточностях или дефицитах профессий и специальностей, в «инфляции» дипломов и т.д., что ведет к независимым от людей, за их «спиной», изменениям социальности граждан, к компенсирующим переструктуризациям.
В исторических формах это и проявляется во всей совокупности явлений деформаций демографического равновесия, в формах особенностей профессионального «спроса», перенаселения или депопуляции, незанятости в самых ее разных видах, в функциональной неграмотности, пауперизме, бичизме и т.д., т.е. в некоторых систематических и «неисправимых» для данной системы, но и до некоторых пор нормальных, нарушениях и дисбалансах профессионально разделенного труда.
В понимании этого равновесия полезна очень сильная и «сравнительная» мысль: если экономисты имеют дело с относительно краткосрочными изменениями движений капитала, денег и пр., то горизонт демографии - по крайней мере, время жизни одного поколения. Однако «короткие» по сути своей экономические акции в «общем равновесии» могут наносить тяжелейшие удары по более инерционным демографическим структурам. Так сказать, нехватки «бумажек» (денег) могут приводить к обвалам в занятости и к профессиональным перекосам, но накопившиеся профессиональные дисбалансы никакими «быстрыми» экономическими акциями не исправляются.
Хронистически темпоритмовые характеристики гражданского равновесия связаны не с «естественными» поколениями, а с профессионально-образовательными «поколениями» и вообще переменами, которые могут быть и длинней, и короче «естественных» вплоть до сезонных «горизонтальных» перемен труда в их профессиональном срезе.
Как и всякое другое, гражданское равновесие эзотерично, никогда не дано непосредственно. Массоподобный же трудообмен к тому ж глубоко запрятан за тем же обменом. Поэтому, скажем, «дефицит» горшков может быть на самом деле проявлением «дефицита» горшечников, а то и вовсе «горшечных учителей».
В общем характеристика абстрактного гражданского равновесия, подобно товару, в научном отношении дает не более чем (а это-то и основное!) язык, хотя бы минимальный словарь, тем самым «скелет» описания упругости строго определенного объективно-логического типа взаимодействий людей.
Теперь перейдем к его же рассмотрению, но уже как определенных материальных форм, т.е. демографических производственных отношений, в условиях асимметрии рабовладельческой собственности, когда при формальном сохранении базовой симметрии «равноправность» парадоксально превращается в собственную противоположность, «базовый Эдем» оказывается внушительно «падшим миром». Когда базовое взаимодействие находится в эндогенной форме в виде господствующего отношения (в силу как раз асимметрии собственности на соответствующий этим же отношениям объект), то они и выступают в своей предельной высвеченности, искаженной утрированности, ибо над базово гетерогенным производством в общем равновесии торжествует, «освещает» (деформирует) все остальное, один гомогенный тип его движения. Таким образом, совершенно нейтральная демографическая «игра», как доминирующая и предоставленная самой себе, превращается (логически) в беспардонное и заходящее в предел рабство.
6.8. Рабовладение как асимметрия
демографических производственных отношений. Сущность рабовладения.
В реальных рабовладельческих системах, даже относительно близких к классическим инородным, античным, многоукладность, вплетенность лишь потенциальных территориальных, товарных (экономических), функциональных (технологических)... производственных отношений, создают такую картину многообразий, которая лишний раз убеждает в необходимости понять сначала только «чистое», господствующее и главное звено градации отношений. Это и есть эндогенная форма и скромный по объективно-логическому содержанию, но гигантский по историческому масштабу кризис и революционный прорыв восхождения в обобществлении производства.
Приведу известное высказывание
Маркса, - пишет А. С. Шушарин, - в
котором выделю три слова: «Если вместе с землей завоевывают самого... человека
как органическую принадлежность земли, то его завоевывают как одно из условий производства,
и таким путем возникают рабство и крепостная зависимость, которые вскоре
извращают и видоизменяют (т.е. деформируют. - А.Ш.) первоначальные формы всех
общин, сами становясь базисом последних». Рабство и крепостничество, как мы
увидим, - очень разные вещи, но очень ясно сказано про объект и рабство как
базис.
Далее: «Купля и продажа рабов по
своей форме тоже является куплей и продажей товаров. Но без существования
рабства деньги не могут совершать эту функцию. Если рабство существует, то и
деньги могут быть затрачены на закупку рабов. Напротив, наличия денег в руках
покупателя еще отнюдь не достаточно для того, чтобы сделать рабство возможным».
А когда рабство возможно, существует - резко продолжим мысль Маркса, - то и
деньги особо ни к чему. Даже наоборот, будут рабы - будут и деньги. Так что
вся суть в самом существовании рабства, пока в полнейшем отвлечении от его же
проявлений в товарных, земельных и пр. отношениях.
«Быть рабом или быть гражданином - это общественные определения, отношение человека А к человеку В. Человек А как таковой - не раб. Он - раб в обществе и посредством общества». Это производственное отношение - такая же историческая асимметрия рабовладельческой собственности, как эгостадность первобытности, как частная собственность на средства производства при капитализме и пр. Да, что рабство знало абсолютно бесчеловечные формы, без всякого снисхождения к больным, старикам, женской слабости. Но все это - одиозные формы, ни на миллиметр не затрагивающие суть всей системы, покоящейся именно на рабском труде, на некотором среднем, в конечном счете общественно необходимом, отношении к самим рабам. Это производственное отношение рабовладения было «в той же мере необходимо, в какой и общепризнанно», причем особо подчеркнем - всеми участвующими сторонами.
Противники рабства, появились, конечно, вместе с самим рабством. Таковой протест присущ любой исторической форме производства изначально, но до реальных приближений к кризису в лучшем случае лишь теплится на идеологической, «диссидентской» или маргинальной периферии. Первоначально же и долгое время отношения рабства принимаются и рабами как «само собой разумеющиеся естественные законы» (это слова Маркса о рабочем классе, сначала естественно принимающем капиталистические порядки как должное).
«Выбор» рабства, смерти или победы в завоевании рабов - вот главный момент логики суровой действительности для человека гражданского общества всего рабовладельческого комплекса.
Война не создает ни зернышка, т.е. в производительном содержании производит хаос, разрушительна, но вот в производственных отношениях всего рабовладельческого комплекса она и является одним из основных способов обеспечения занятости, приобретения главного богатства - работников. Порабощение в интенсивном рабовладении, конечно, сложней, без войны, но суть рабовладельческих отношений та же уже в смысле ее априорной материальной данности, общественной признанности. Ну а воинственность тогдашних гражданских обществ и окружающих племен общеизвестна, - они знали одну работу, воевать и преодолевать всякое сопротивление.
Всепронизывающая асимметрия
рабовладельческой собственности на работников в форме рабов и была основным
производственным отношением по поводу работников (трудовые ресурсы),
деформирующим все другие производственные отношения, надстраивающая над собой
обслуживающую идеологию, государство, определенную политику, причем опять же
во всем рабовладельческом комплексе. Рабовладение - это, образно говоря, и
есть «капитал» всей этой системы, господства демографических производственных
отношений, в своей же собственной, высшей рабовладельческой форме. Ну а сама
производственная форма эта ничуть не колыхалась никакими переменами в антураже
политических оболочек в диапазоне монархий, тираний, диктатур, аристократий,
олигархий, демократий и пр. деспотий, даже имперских структур.
Так что если, образно говоря, дать разгуляться совершенно невинным культурно-родовым производственным отношениям, то это и есть животная эгостадность; невинным демографическим отношениям - то это и есть рабство; невинным территориальным отношениям - феодализм; и т.д.
В этой же связи скажем о производственном принуждении, а так же о, так называемых, - коварной «личной зависимости», «господстве и подчинении», насилии и пр. Нет еще здесь, вопреки «некоторым» версиям, и эксплуатации в ее строгом значении капиталистической формы производственного принуждения, а если и есть нечто подобное, то весьма незначительно и деформировано. В условиях рабства уже нет сверхпринуждения животной эгостадности, общинно-родового принуждения или «кровнородственного» кошмара (скажем, хоронить вместе с шефом рабов, слуг и пр.). А есть, обозначим даже специальным термином, диктат, но именно как материальная асимметрия регулирования труда, распоряжения им, в том числе и присвоения результатов чужого труда в самой, пожалуй, бесцеремонной форме узурпации самого человека, работника. Но это действительно еще далеко не экономическое, и еще не феодальное, но тем не менее столь же производственное принуждение, независимое от воли и сознания участников производства, обуславливающее их поведение, трудовое, хозяйственное и пр.
Осуществленная рабовладением социализация (демографизация) производства и людей, после кровнородственной, родовой общинности, т.е. по сути общественное самоприучение людей к уже общественному производству в его первой, самой неизбежно грубой (тем более резкой, «вульгарной», античной) форме, была длительным процессом, который при тех производительных силах и не мог быть сокращен. В частности, даже имевший регулярное место протест рабов не нес в себе позитивного, был утопичен, вплоть до «рабских царей». Ибо, даже победоносное восстание рабов как тогдашняя альтернатива рабству вела лишь к беспредельной охлократия во всей ее красе. Однако, разумеется, через какое-то время порядок восстанавливался, но это было все то же самое... рабовладение, диктат, как еще единственная возможная форма производственного принуждения тех времен.
В условиях самовозрастающего рабовладения нормальные, естественные демографические производственные отношения при кризисе эндогенной формы достигают своей же парадоксальной противоположности, в сами себя и все извращающий предел. Формально симметрия трудообмена сохраняется, но в условиях асимметрии собственности вырождается в формулу «кто победил, тот и обеспечил занятость». В наиболее ярком, классичном, античном рабовладении граждане - это прежде всего военнообязанные, часто обладающие «наделом». В случае их разорения они тоже не становятся рабами, посредством государства они обеспечиваются «хлебом и зрелищами». Но уж за то и римлянин, взятый в плен, уже перестает быть частью римского общества, перестает быть гражданином. Но это же лишний раз подтверждает уже не родовую, и еще не территориальную (относительно автономных «стран» здесь еще не существует), но и не этническую, а именно демографическую эндогенную природу рабовладения. Здесь лишь важно отличать имперские и колониальные структуры от собственно эндогенного рабовладения.
Раб лишен социальности, он готовый работник, специалист, созданный органическим и демографическим трудом других обществ, присваиваемый в готовом виде пленением в войнах в виде живого орудия, а отчасти и посредством работорговли, которая, однако, сама по себе никаких рабов не образовывает, а только оформляет трудообмен и занятость, т.е. расстановку и перемены труда. Поэтому ценность имеют не старые и малые (и потому же семьи у раба обычно нет), а именно уже готовые работники, что опять подтверждает именно демографический характер всех процессов по поводу уже не просто людей, а специалистов, агентов (и объектов) господствующего профессионального разделения труда.
Потому же в пантеоне языческих богов рабовладения есть, конечно, уже и многие «общечеловеческие» боги и богини (Семья, Любовь, Искусства, Счастье, Удача, Случай, Солнце, Ветер, Гроза и пр.), ибо общая жизнь уже обобществлена. Но множество их покровительствует именно определенным профессиям - земледелию, ремеслу, коневодству, садоводству, хлебопечению, рыболовству, виноделию и т.д., вплоть до Стрекула, божества навозной кучи, ведающего, так сказать, агрономией по части удобрения полей. О военном деле и говорить не приходится. Так что упомянутые языческие боги имеют, можно сказать, «профсоюзный» характер.
Поразительно интересно, что, например, в коллективном (или групповом) рабстве инкского общества оказывается неизбежной профессиональная специализация самих общин. Соответственно и неизбежные перемены труда осуществляются здесь не в индивидуальной, а в коллективной (групповой) форме, вплоть до силовых переселений. Впрочем, все эти, а равно восточные, кастовые и пр. формы сложнее античной. Не говоря об имперских.
Идеологически несомненно, что присущая тем временам двойственность раба, - и человек, личность, но и вещь, - обуславливала иррациональную, а тем самым и религиозную, форму рабовладельческой языческой мифологии. При этом, заметно частный компонент собственности на рабов вместе с самим профессиональным многообразием образовывали и «плюрализм», выражавшийся в политеизме как многобожие.
В чистом виде рабовладение выглядит парадоксально. В «метрополии» самого «гражданского общества» вообще нет никакого труда, кроме воинского и демографического труда по подготовке воинов, все население рассматривается с точки зрения ведения войны: особо полезны пастухи, они почти готовая кавалерия. Так сказать, «военкоматская демография». Все они и есть граждане и рабовладельцы, а рабы заняты всеми остальными видами профессионально разделенного труда. Конечно, это слишком абстрактная идеализация системы.
Тем не менее достаточно близка была к такой самой абстрактной «модели» Спарта. А по замечанию Л. Ларуша, и гитлеровские нацисты считали себя наследниками Спарты. Все это несомненно, однако и понять надобно.
Производственной основой Спарты, этой особо яркой формы, в том числе и политического режима, являлась коллективность (со стороны рабовладельцев) рабства в сочетании с постоянной борьбой спартиатов с илотами, прикрепленными к земле околофеодальным способом, но обираемыми, как это было принято, - рабовладельческим способом. Даже юноши учились военному делу, охотясь за рабами и убивая их. Но как ни зверски, но именно учились. Так что восторгаться Спартой нет никаких оснований, но и особо грешить на нее не стоит. Поэтому, например, превознесение К. Поппером Афин как образца демократии в действительности не выходит за пределы анализа не более чем политических форм.
В целом основное условие
рабовладельческого комплекса - потери в войнах не превышают прироста в
воспроизводстве работников (так что говорить здесь о «необходимом продукте»,
даже индивидуальной жизни, - нелепость). Это, собственно, и есть коренной
момент общего демографического равновесия как господствующего в условиях
рабовладения.. Если, например, в динамике экономического равновесия, в
частности, «обновление еды» как урожая происходит ежегодно (сезонно), то в
динамике демографического равновесия массовоподобное обновление работников
«делающих еду» происходит не так уж часто, а эта «ритмика» обуславливает и
военную. Конечно, в реальных формах все много сложней - были свободные
крестьяне, ремесленники и т.д. Тем не менее, в Аттике в 327 г. до н.э. число
рабов превышало число всех граждан.
В чистой эндогенной градации, кроме высшего звена демографических производственных отношений в их рабовладельческой форме, были уже необратимо сняты культурно-родовые производственные отношения, в частности в виде уже «невинного» родства, семьи и пр. Но в то же время все эти культурно-родовые отношения выступали уже в виде снятой деформации, т.е. под искажающим влиянием рабовладельческих отношений, например в той же семье, что во всех подробностях расписывал Аристотель: «У варваров женщина и раб занимают одно и то же положение», хотя ненамного лучше положение женщин и у «цивилизованных»: мужчина «по своей природе выше»; в общем «власть господина в семье - монархия», отцы считались собственниками детей, вплоть до случаев инфантицида, который в Европе стал рассматриваться как преступление в основном в IV в., т.е. как раз с преодолением рабовладения. Дети, разумеется, не истреблялись, но рабовладельческая деформация семьи очевидна.
Наиболее сильно деформация
снятых культурно-родовых отношений состояла как раз в том, что в условиях уже
общественной собственности на общую жизнь (эндогенно) раб и превратился в
вещь. Тем не менее он уже удовлетворяет элементарные телесно-духовные нужды,
дышит, ест, спит, одевается, общается, удовлетворяет половые потребности,
молится и т.д.; он не гражданин, но и не бессловесное животное. Более того, из
этой двойственности положения раба (и просто человек, и вещь) проистекала такая
противоречивость формулировок того же Аристотеля как «полезно рабу и
господину взаимно дружеское отношение, но их взаимоотношения покоятся на
естественных началах». Именно в силу «иррациональной» двойственности раба (и
человек, и вещь) в духовной жизни было сплетение религиозности (языческой) и
первых форм науки. Однако, несмотря на то (по нынешним «меркам»), что отношение
к рабам могло быть зверским, но общая жизнь уже была обобществлена, и на
рабском труде уже держалась вся система. А потому, например, в Афинах уже в V
в. до н.э. в случае невыносимого обращения хозяина раб мог воспользоваться и
убежищем, скрыться у алтаря в храме. Но в целом, конечно, культурно-родовые
отношения были сильнейше деформированы рабовладельческими.
Так часто высказывается ошибочное суждение о прямой связи рабства с разделением умственного и физического труда. Действительно, и не откушав, стихов не сложить. Однако, умственное и физическое присуще человеку изначально («духовно-телесное»), человек и огород не вскопает без «умствований» о том, как это сделать. Это явление культурно-родовых отношений, процесса общей жизни, органического разделения труда (деятельности). К тому же в «умственное» замешивается и управленческое (руководство, администрация), каковое, как домашнее, хозяйственное, профессиональное, территориальное, военное, научное, идеологическое, политическое и пр., всегда имеет свою природу. Но вот другое дело, что в условиях рабства деформация культурно-родовых отношений (органического разделения труда) наиболее сильно выразилась как величайший расцвет духовной жизни, но на грязной, кровавой, «бесчеловечной базе».
«Гражданское общество» как уже постпервобытное образование, бесспорно, уже было, были законы, суды и пр. Но и резня была ходовым явлением, да и широкие массы регулярно «крови жаждали» и особо восторгались гладиаторскими боями со смертельным исходом. А суды «сомнений» проводили расследования с применением чудовищных, изуверских пыток. Так сказать, вполне согласно «правлению закона».
Имела место и земельная собственность, и собственность на средства производства (вспомним мысль Ленина, что рабовладелец владел и рабами, и землей, и орудиями труда). Но все это были только потенциальные деформации территориальных и экономических отношений. В частности, территориальные отношения рассматриваются не столько в каком-то хозяйственном смысле, а преимущественно через военную призму, в чём-то напоминая современную уже глобальную «геополитику».
Доминирующая собственность на работников, как на относительно подвижный объект (хотя и не инертные смены «профессиональных классов»), делала и более подвижной собственность на землю, относительно свободней, чем в последующей феодальной форме, где как раз и возобладали «земельные отношения».
Что же касается деформации
товарных форм (экономических отношений), то в эволюции рабовладения они
получали все большее развитие, что и дает совершенно ложные, провоцирующие основания
для отождествителей рабства и капитализма. Однако суть в следующем. Так,
например, в начальном рабовладении (Цр. Греция в IV в. до н.э.) ростовщический
процент мог достигать 9000% годовых. Совершенно очевидно, что столь дикая цена
денежной ссуды вообще необъяснима собственной логикой экономических отношений.
Последние деформированы господством демографических производственных отношений,
когда главная ценность в «божественном социальном» вовсе не деньги, не веши, а
сами работники (рабы), делающие и вещи. «Аномально» высокий процент - свидетельство,
либо эпизода локального дефицита «биметаллического» денежного материала, либо,
более вероятно, результат ожидаемого успеха в добыче пленных, так сказать, не
очень дешевой, но по сути безденежной операцией.
Когда же при разложении рабовладения товарно-денежные отношения стали «вылезать» и стали развиваться элементы частной собственности уже именно на средства производства, а деньги стали частью бюджета относительно больших масс населения, то и ростовщический процент вполне умерился, стал в большей степени определяться спросом и предложением ссуд, логикой экономических отношений. Ибо, суть была не в частной собственности, а в рабовладельческой (даже и частной) собственности. А потому как раз в глубине происходившего процесс развивался совсем в другом направлении: не к рынку, а от рабства. Разница колоссальнейшая.
В итоге множественность гражданских обществ примерно равновысокого порядка оказалась не устойчивой, а потому рано или поздно многополисная структура греческого рабовладения уступает место заходящей в предел имперской монополии Рима, как одной метрополии комплекса этого ареала. Причем имперская колонизация провинций, «фискальность», казалось бы, увеличивающая мощь и перспективы Рима, однако в действительности рынка рабов заметно не расширяла, а сопровождалась при этом всё большим ростом паразитизма рабовладельцев, перенаселением презирающих труд свободных, пауперизацией, т.е. «ростом» всех форм пересыщения формы производства. Кстати, основной частью общества «промышленность и торговля» презираемы - вот те и «экономика». Вся эта рабовладельческая композиция вплотную подводит рабство к своей противоположности, к феодализации, но еще в рабовладельческих формах, когда вместо пополнения рынка рабов остается лишь усиление прямого грабежа колоний или «провинций».
В результате «гибель этого
общества была предопределена внутренними противоречиями всей указанной системы
в целом, включающей в себя и находившиеся в непосредственном контакте с
метрополией варварские общества».
6.9. О стратификациях, «христианстве и духе
феодализма».
Ядро всей системы ограниченная (необщественная, асимметричная) собственность на работников (в виде рабов) и определяет всю стратификацию рабовладельческого комплекса, всего ареала взаимодействующих обществ.
Критерием социальной структуры
античного общества является «не столько отношение к средствам производства.
Экономическое (имущественное) понимание собственности действительно заходит в
тупик объяснения места в системе, например, свободных неимущих, каковых
приходится отличать от рабов только по «бумажке», юридически. Но в
действительности демографических рабовладельческих структур они тоже
совокупные собственники, да и по большей части воины. Да ведь и плебс хлебом и
зрелищами обеспечивался тоже рабским трудом. Это более чем материальная структура,
лишь экзотерически (даже искажающе) проявляющаяся в праве. Не от «бумаг»
рабство, а коли есть рабство, то это будет и в «бумагах». «Эллины» или
«римляне» - признак в основе своей не этнический, а рабовладельческий,
отделяющий не от других этносов, а от всех «варваров», каковые с «рабами» -
тождественны (Аристотель).
В отличие от групповой («неклассовой», сверхантагонистической) стратификации асимметрии собственности на «весь мир» (общая жизнь) в критической первобытности, рабовладение образует совершенно иную, многоклассовую основную («статическую», «классы в себе») производственную стратификацию. Да, и то, ежели «классы» понимать не стандартно-догматически. Это прежде всего свободные граждане, в том числе рабовладельцы, (к которым по социальным, производственным позициям вполне можно отнести купцов, ростовщиков, работорговцев, военачальников и пр. патрициев и «депутатов парламентов»), в том числе и множество малоимущих, неимущие (т.е. не имеющие рабов) свободные, плебс, сами рабы (в общем случае, конечно, в разной степени их негражданства, положения в профессиональных структурах), а также объективно необходимые для любого экстенсивного рабства культурноподобные или более отсталые и др. общества, племена и пр. варварской периферии.
Реальная стратификация всегда и
везде сложнее, но основная («статическая») здесь именно многоклассовая. Интересно,
что А. Тойнби видел в варварах «внешний пролетариат» («внутренний пролетариат»
у него - это «строители христианской церкви»), что по сути, если отвлечься от
метафорических переносов в терминологии («пролетариат»), верно. Эти строители
и были первоначально «критиками язычества», разумеется, тогда еще тоже в
иррациональных, религиозных идейных формах. Но тем не менее вполне созвучных
восходящему процессу обобществления работников.
Соответственно и хаос противоречий тут совсем не бинарен, существенно полилогичен. Например, противоречия между рабовладельцами и неимущими свободными (плюс пауперы), между всеми гражданами и рабами, между самими этими обществами всего ареала и пр.
В то же время основная стратификация рабовладения непосредственно восходящих сил, так сказать, тогдашних «левых акторов», уже ведущей («динамической») стратификации явно не содержит. Это относится и к рабам, относительно которых уместно привести мысль Ленина: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам». Эта идея «трех рабов» полезна для понимания социально-политической полилектики во всякой форме производства в ее кризисном, неравновесном состоянии.
Можно, конечно, так сказать, «задним числом», апостериорно, предположить, что ортогональным наличной стратификации восходящим классом были своего рода «натуралы», или, в частности, Марксовы «свободные франкские крестьяне». Хотя тут же надо отметить, что в христианской самономинации восходящие силы («левые») были относительно определенны, хотя и безмерно далеки от понимания сути ими же исторически свершаемого, но и вполне созвучны восходящему революционному процессу.
Практическое отсутствие явных производственных признаков номинации восходящих сил (если рабовладельцы еще могут характеризоваться как исторически реакционный класс, то ни рабы, ни неимущие, ни «внешний пролетариат» восходящей силой в собственном смысле не являются) и предопределило особое значение «духовного», т.е. идеологического, компонента. Но в том и вся суть, что и это особое значение идеологического не должно заслонять обуславливающего его материального содержания восходящего тренда и прорыва.
В Европе шел неумолимый восходящий процесс преодоления рабства, ликвидации узурпации работников, что и находило свое весьма неадекватное, но в высшей степени релевантное, созвучное выражение в «принципах христианства», которые и являлись, так сказать, «духом феодализма». Так сказать, о чем сами христиане и не подозревали. Да и позднее, впрочем, и протестанты с «духом капитализма» отнюдь не подозревали, что именно имеют честь строить и даже преодолевать.
Другое дело, что «принципы христианства», хотя бы этические, выходили далеко за пределы в действительности решаемой исторической задачи. Но таков «замах» всех восходящих идеологий.
Стоит еще заметить, что
восходящий однобожный и единобожный, монотеистический компонент в весьма разных формах (и «сочетаниях») можно
обнаружить едва ли не всюду. Например, задолго до христианства - в буддизме,
конфуцианстве, а позже и в мусульманстве. Везде это выражало, хотя и
необязательно непосредственно, пострабовладельческие, но уже
недорабовладельческие или внерабовладельческие, территориализации производства.
Вот сообразно этому христианство и выступало, так сказать, толком не подозревая
того, революционной идеологией преодоления рабства или критикой языческого
политеизма.
Тем не менее (или, лучше, по всем указанным причинам), писал Энгельс, «уничтожения рабства победоносным восстанием древний мир не знает», понадобилась мощная варварская сила «менее цивилизованных, но на самом деле уже отчасти феодализируемых обществ.
Всякий революционный прорыв реализуется только в сложении всех исторических обстоятельств и существенно только основное содержание.
6.10. Конец рабовладения –
территориализация производства и обобществление работников.
Рабовладение идет к бифуркации, концу. В этой близкой к «чистому» образцу ситуации критическая форма вступает в хаотизацию неравновесного состояния, сгущения всего сонма обстоятельств Вызова или полипричинного «исторического происшествия». Однако через как адаптивные, так и разрушающие рабство тенденции, то есть рост землевладения, дифференциация и частичное освобождение рабского труда, колонат, патронат, и мн. др. «эмбрионы феодализма», сущность кризиса рабовладения и его революционного преодоления все же правильно не понять.
Происходящий в недрах производства, производительных силах, восходящий, негэнтропийный шаг, состоял в сбросе господства стихии демографических производственных отношений, в их снятии новым, лишь утверждающимся механизмом контроля труда и производства. Это и было объективное отрицание ограниченной (необщественной) собственности на работников в виде рабов, объективное обобществление производства, изъятие из ограниченного, рабовладельческого пользования работников, трудовых ресурсов. Отношения с ними теперь ставятся под новый, более высокий, территориальный контроль. В скупом содержании этого процесса, второго крупнейшего исторического прорыва в восходящем эндогенном развитии в анизотропии по сложности, на смену стихии воюющих и порабощаемых трудовых ресурсов происходило их обобществление, территориализация (натурализация) производства (эндогенно).
Производительные силы создавали
возможность и просто «требовали» самообеспечения (эндогенно) производства, уже
независимого от стихии и все более «дорогостоящего», а точнее, все более
опасного и саморазрушительного, военного приобретения рабов извне расколотых
гражданских обществ, в том числе и варварских. Рабство шло к пределу в силу
большей «эффективности» самодеятельного аграрного, ремесленнического труда,
растущей опасности внешнего (военного) приобретения работников.
Мучительный перелом восхождения смысла шел от доминанты ценности профессионализма (работников, особо военных), конечно, не отменяя, а снимая ее, к ценности совместного (от слова «местность») бытия, в том числе производства и воспроизводства тех же работников. Извне их, так сказать, добывать уже заказано. Шло приучение общества и людей к новой, территориальной «урегулированности и порядку», в пределах теперь уже действительно гражданских обществ.
6.11. Социальная революция.
Однако, какая все же была социальная революция, кто был ее главной силой под неявным видом «строителей христианской церкви»?
Субъектов революции по всем меркам действий и результата можно назвать «территориалами». В отраслевом смысле производство становилось в основном действительно аграрным. В основном содержании и революции, и переделываемой хозяйственной практики это были именно «территориалы», и бывшие рабы, и крестьяне, и ремесленники, и торговцы, и вооруженцы, и корабелы, и землевладельцы, налаживающие новую хозяйственную жизнь, новый тип производства. При этом за новой идеологической формой (христианство) налаживался новый, более сложный тип хозяйствования и связей, натуральный: все теперь надо перестроить («самообустроиться») и вести хозяйство во всем объеме его бесчисленных аспектов без рабов.
Очень интересно в этой связи, что самые первые борцы с рабством, киники (Антисфен Афинский, Диоген Синопский и др.), призывавшие к аскетизму, простоте и возврату к природе, пусть и упрощенно (индивидуалистично), но именно антирабовладельчески и, вероятно, впервые развили учение об автаркии как о собственном обособленном хозяйстве, основанном на самодостаточности, самодовольствовании и независимости. Вот таковой, в результате развития собственно производительных сил как «эмпирически устанавливаемое дело», конечно, в иной общественной форме, через многие столетия и стала новая господствующая система (эндогенно).
Преодоление рабства означало второй гигантский шаг (эндогенно) к свободе, более высокое равенство людей уже как подданных, «равных под одним богом».
Следующий эндогенный прорыв, оставив за собой сложную логику эволюции, переходных форм и процессов, как следующая точка главной последовательности эндогенной логики развития, обозначился объективно в задаче преодоления феодализма как высшей, исторически новой критической формы.