к.т.н. Харчевников А. Т.
СМЕРТЕЛЬНА ПЕТЛЯ РОССИИ
Продолжим описание ЧЭФ «капитализм» в кратком адаптивном изложении в форме дайджеста соответствующих глав второго раздела «Полилогии современного мира».
Часть 8. Капитализм как
«политическая экономия».
Чем ближе к современности, тем теоретические продвижения
становятся сложней уже по следующим причинам. Во-первых,
сам мир объективно становится все более сложным и взаимоувязанным. Во-вторых,
чем ближе к современности, тем толще и прочней идеологические наслоения и
больше нетерпеливой страстности в понимании происходящего уже сейчас. Но в
эндогенном анализе даётся только теоретические представления и лишь только о
высшей, весьма абстрактной логике (и самых фундаментальных структурах и
переходах), далеко не исчерпывающих куда более богатых оснований истории, ее
сложной логики, тем паче современности.
Единственная известная «акультурная»,
не обусловленная собственно культурой, теория эндогенной формы, т.е. критическая,
парадоксальная, революционная теория исторически нового критического же
состояния, — это, напомним, и есть гомогенная теория капитализма Маркса,
«Капитал». На фоне сторонников буржуазных политэкономий Маркс дал теорию
идеального типа «реального капитализма» тогдашнего времени только с одним,
восходящим трендом. Поскольку же многое в контексте «Капитала» известно
современному читателю, то в настоящем разделе лишь о скупой сути теории.
В теоретическом понимании эндогенных
форм категорически отбрасывается всякая социально-политическая прагматика и
речь идет только о материальном (производственном) содержании этих форм как
критических, преодолеваемых состояний. Причем эти прорывы (восходящие тренды)
реализуются не автоматически-детерминистски по упрощенной формуле одной
зависимости от развития производительных сил, а всегда полипричинно и по мере
складывания всей совокупности исторических обстоятельств, давления внутренней
и внешней социальной среды, все более влиятельной «миросистемности» и пр. Но
вот это-то уже никак не дело теории эндогенной формы. Соответственно Марксов
капитализм - это и не ранний, и не средний, и не современный, и не английский,
и не российский и пр., а простой, предельно критически «чистый», элементарный
(«идеальный тип»), метафорично означаемый нами как «вульгарный» капитализм
середины XIX в., рано или поздно неизбежно преодолеваемый, адаптирующийся и
т.д.
Причем Маркс, не фиксируя того, опять
напомним, ограничился исключительно и только прорывной («катастрофически-спасительной»)
ветвью из всего поля траекторий где-то зревшей бифуркации. Но в нынешней
идейной ситуации требуется постоянное обращение к фону «общих вопросов».
Тем не менее и все касаемое и
капитализма, и «Капитала», да и всего прочего, мы рассматриваем не с уже давно
прозрачной либерально-«марксистской», а со «смутной» полилогической, самой
«невероятной» позиции. Это кризис всего современного мира, в гетерархичной
бифуркации включающий и самую «невероятную», спасительную траекторию
восходящего преодоления уже посткапиталистической (недокапиталистической),
плановой (линейной) формы, даже если возможность этого преодоления сместилась,
к примеру, из обвалившегося «соцлагеря» в Китай или оно вообще не состоится и
мир рухнет.
Пожалуй, все крупные социальные
мыслители, независимо от мировоззрения (христианского, патриархального,
буржуазного, коммунистического и пр. с массой разновидностей), рассматривали
революционный процесс преодоления феодализма и утверждения капитализма. При
этом выделялось и великое множество метафор, образно выражающих суть этой колоссальной
и весьма протяженной революционной полосы истории.
Все это и есть, с одной стороны,
проявления исторической и логической определенности перемен, с другой стороны,
отражения содержательной колоссальности, многомерности, многоаспектности, полипричинности
этих же перемен, а также, конечно, и идеологических пристрастий. Но теперь «Полилогия»
на все это смотрит и несколько иначе.
Революционной (критической,
парадоксальной), даже, можно сказать, восходяще-капиталистической теорией
феодализма могла бы быть вовсе не какая бы то ни было экономическая теория, а
только доселе неизвестная, эзотерическая теория автаркии, т.е. теория предельности
господства натуральной системы, доминирующей собственности на «пространство
производства» с преодолевающей революционной тенденцией (трендом) исторически
определенного обобществления производства этого же «пространства производства».
Такая теория до сих пор, как скажем, в отношении религиозного начала того же
процесса - «Дух капитализма» М. Вебера, как уже не раз отмечалось, начисто
отсутствует. В начавшемся смитианством экономическом русле даже при его
эмпирической революционности на теорию
преодолеваемой формы нет и намёка. Как и сейчас.
Это-то и была бы критическая теория
господства натуросчета, территориальной иерархии, так сказать, гегемонии
«территориалов» с трендом обобществления «пространства производства» (ее эскиз выше
был дан).
8.1. О капиталистическом тренде.
В революционно-научном (но, конечно, не
идеологическом или эмпирико-научном) смысле феодализм преодолевался (или, что
ближе и попопулярней - «строился капитализм») абсолютно стихийно. Разумеется,
к примеру, знаменитые императивные афоризмы тех времен laissez faire (свобода
торговли) и laissez passer (свобода передвижения) в негативной форме,
безусловно, выражали восходящий процесс (хотя заодно и «вседозволенность»). Но
никакого теоретического материала за ними совершенно не было, да и сами они
были абстрактно-освободительными (строго говоря, то же «невмешательство»
(laissez faire) равно действенно для предпринимателя и для бандита). В процессе
идеологического обеспечения преодоления феодализма участвовали многие
величайшие умы, но с современной, так сказать, минимально научной точки
зрения, опять повторю, даже намеков на действительные теории не получалось.
Революционной теории не было, однако
это совсем не тождественно революционному идеологическому процессу; тому же
релевантному «духу протестантизма или капитализма», точнее, конечно, самой
практике процесса капитализации. Но потому ж на самом деле и ранее упомянутые
метафоры индустриализации, массовизации, товаризации, индивидуализации,
экономизации и пр. выражают разные аспекты постнатурализации, обобществления
пространства производства (эндогенно), т.е., снятия (а не ликвидации) натуральности,
но и ликвидации автаркической доминанты, господства, или узурпации
«производящей территории». А вот эти три слова (собственно, до сих пор) и
скрывают за собой весь эзотерический, скрытый язык критической теории автаркии,
«политической географии», во всем ее семантическо-смысловом объеме. Но все это,
что говорится, задним числом.
С середины второго тысячелетия
эндогенно передовые общества вступали в полосу истории, когда на смену
территориальным, неуловимым, а потому и религиозно мистифицируемым, до сей
поры ускользаемым «основаниям» стали пробиваться наиболее «механичные»
производственные, а именно уважаемые экономические отношения. Особо следует подчеркнуть,
не только и не столько индустриальный труд, сколько сам тип труда и отношений.
В отвлечении от исполинских идеологических толщ, интеллектуальные сдвиги,
обуславливаемые этими социальными тенденциями, сказались сначала на
естественно-научной картине мира (в сферах, всегда несколько более свободных
от идеологии, хотя и существенно опосредствуемых именно общественными переменами).
Здесь, крайне схематично говоря, опираясь на заделы Коперника, Кеплера,
Галилея и др., основы этой картины заложил, кстати, будущий директор монетного
двора капитализируемой Англии И. Ньютон в виде классической механики. Эти
«базисные идеализации классического естествознания, его механистических
представлений в логико-понятийной, следовательно многократно опосредствованной
форме, отражают в конечном счете, механическую стадию развития...
производства» (Л.А. Микешина). Вопреки расхожим мнениям о «простоте»
классической механики, этот восходящий, революционный переворот происходил при
участии десятков великих умов в течении около полутора столетий, с «итогом»,
окончательно подведённых И. Ньютоном.
С известным и даже, можно сказать,
огромным, отставанием шел процесс освоения этой стадии и в тогдашней
социологии, в русле тогда прежде всего экономической мысли. (Поэтому можно себе
представить ближайшие судьбы обществоведения, если после классической механики
в естествознании произошли грандиознейшие изменения.) Но до подлинного
торжества «механических» (экономических) отношений в обществе, до их развитого
и тем более обнаруживающего уже свою ограниченность (кризисность) состояния
было еще очень далеко. А для постижений еще нужны были заделы корифеев
буржуазной политэкономии, особенно Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо. Но напомню,
что они так и не смогли преодолеть публичную экзотерию (внешность,
«хозяйственность») воззрений, т.е. фактически сразу тогдашняя политэкономия становилась
хозяйственно-экзотерической и идеологической формой, или «интеллигентским»,
научным (хозяйственным) ядром идеологии самого же капитализма. Как-никак, но
это первая в истории нерелигиозная идеология, а также уже научная,
профессиональная экзотерия данной системы, по сути публичная и лишённая
глубинных истоков «научных тайн материи» (к нашему времени выступающая во всех
формах экономиксов).
В результате, если, конечно, здесь не
считать философии (культуры мышления), социально-политической мысли и т.д.,
как раз Маркс и стал Ньютонам, социологии, открыв в основаниях жизни общества
самый логически (но, конечно, не типолого-исторически) простой, «механический»
(экономический) тип движения и законы квазистабильного критического состояния
общества, построенного на господстве именно этого «механического» типа движения
или, как писал Ленин, построенного «на обмене». Как бы теперь могли сказать,
обмене в безадресной «сети». Только в отличие от теории Ньютона, неумолимо тоже
революционной, интеллектуально-критической (по отношению к предшествовавшим,
господствовавшим, прежде всего геоцентрическим, воззрениям), теория Маркса,
как социальная, еще и парадоксальна, объективно-критична (по отношению к
данному устройству социального мира, преодолевающего в восходящем тренде
отжившие состояния с несоизмеримо большей скоростью, нежели это происходит в
космофизическом мире). Соответственно эта же революционная теория «автоматически»
стала критикой идеологии и обслуживающей её науки этой системы, т.е. прежде
всего тогдашней (буржуазной) политической экономии, научного ядра «товарного
фетишизма», а в доминирующей сути даже и всех будущих «экономиксов».
В ряду эндогенных форм, на теории
капитализма как единственной и наиболее разработанной, часто упоминаемой в
данной работе в качестве образца фундаментальной теории, правда, всего лишь
одного среза в развитии общества, созданной К. Марксом, по вполне понятным
причинам, остановимся кратко.
8.2. Объект собственности.
Итак, капитализм суть система с уже
общественной собственностью и на общую жизнь, и на работников, и на территорию
как пространство производства, т.е. с необратимо снятыми (эндогенно)
культурно-родовыми, демографическими, территориальными производственными
отношениями, выступающими теперь как снятые деформации («инфраструктуры» со
своими же ультраструктурами или институтами) под искажающим «освещением» новой
господствующей собственности, теперь в ее полной красе как частной
собственности именно на средства производства, как узурпации логически самого
простого объекта обстоятельств производства.
Соответственно господствующую, все
«освещающую» (доминирующую) форму производства составляют экономические, товарно-денежные
отношения в их же высшей исторической форме доминирующего, или развитого,
рынка в его эндогенном и субъектном понимании как господства частной
собственности на средства производства, как объективного торжества капитала. Но
прежде чем рассматривать капитал, т.е. саму преходящую господствующую форму,
Маркс в первом отделе «Капитала», не рефлексируя того, и рассматривает не что
иное, как вещественно-продуктовое базовое взаимодействие (товар), в его
абстрактной «объективной нереальности» рыночной «игры», социально-нейтральной,
естественной противоречивости, как один объективно-логический тип хаоса, суеты
или социальной симметрии.
8.3. Симметрия - вещественно-продуктовое взаимодействие, товар, богатство, топонимика и экономрасчёт.
Вещественно-продуктовому взаимодействию
свойственно продуктовое разделение труда, состоящее в единстве и различии
деятельности уже по созданию вещественных продуктов, что находит свое
выражение в агентах вещественного производства как обособленных
(«атомизированных») товаропроизводителей, вообще говоря, их безразличной
внутренней «природы» от «кустаря-одиночки» до концерна. «Вещественное
производство» - это все то же самое «производство и воспроизводство
действительной жизни», но объективно существующее (и взятое) в своем
гомогенном срезе производства, распределения, обмена и потребления вещей.
Вазовым механизмом здесь является обмен.
Если в органическом,
социально-биологическом взаимодействии богатство - процесс (общая жизнь,
телесно-духовное здоровье), то же - в местном взаимодействии (натуральные
занятия, «живущая» местность, трудоосвоенное натуральное богатство,
«оживотворенное» пространство производства), а в демографическом взаимодействии
богатство профессионально-деятельностно (профессионально-образовательный
потенциал, трудовые ресурсы), хотя и псевдовещно (работник), то в
вещественно-продуктовом взаимодействии богатство — это самая логически простая
внешняя вещь, овеществленный труд, а в совокупности - самое простое, прямо
скажем, далеко не «божественное социальное», а именно вещественное богатство.
И не более того.
В элементарной форме это потребительная
стоимость (полезная вещь) или, как объект обстоятельств и отношений
производства, средства производства жизненного или производительного назначения.
В обмене потребительных стоимостей последние выступают в общественной форме
элементарного отношения, товара, с его стоимостью, как субстанцией этого типа
гомогенной ценности (основы «смысла»), заключающей в себе необходимый труд
производства товара.
В отличие от социально-биологического,
демографического и местного взаимодействий, с их материальными знаками нечисленной
«номенклатуры» (в сферах антропонимики, трудонимики, топонимики) и
неотделимостью от людей (кратко - имена, дипломы, прописка), в
вещественно-продуктовом взаимодействии материально-знаковое отношение само
универсально овеществляется в деньгах, выражающих в ценах стоимость товаров.
«Номенклатурой» самих знаков здесь фактически является обычная, мономерная
числовая ось, пронизывающая все денежное хозяйство, всю сферу товаронимики,
экономического расчета или маркетинга (основного хозяйственного, рационального
аспекта поведения агентов производства).
Таким образом «товарное производство», как ЧЭФ «капитализм», в целом может быть представлено следующим воспроизводственным процессом ( так называемая, марксова «формула капитализма»):
- «деньги» - «товар» … «производство» … «товар «штрих»»* - «деньги «штрих»»* - и т. д.
Если же использовать формульные обозначения, то эта запись примет вид:
(1.5) – Д – Т
…П… Т* − Д* − Т …П… Т** – Д** −, М:ТО;
где Т - воспроизводимый объект «товар»; Д - «эквивалент» в «промежутках» между циклами производства «деньги»; П – знак «производства», звездочкой «*» отмечен воспроизведённый объект; М:ТО - механизм взаимодействия агентов производства «товарообмен».
Кроме обозначенных, к основным характеристикам ЧЭФ «капитализм» следует отнести: воспроизводимый базовый объект, - «средства производства» (товар, вещь) (Т); механизм взаимодействия агентов производства, - «товарообмен» (М:ТО); «эквивалент» в «промежутках» между циклами производства, - «деньги» (Д), (сфера - «товаронимика»); богатство, - «вещественное богатство»; собственность (как доминирующая собственность - асимметрия), - «частная собственность на средства производства»; градация, базирующаяся на данной форме, - «Капиталистическое общество» («Капитализм»).
Опять же заметим, что никаких механических границ между «вещественным», «натуральным», а равно «органическим» и «демографическим» производством нет и быть не может, ибо это даже не «слои», а качественно разные, ортогональные базовые, объективно-логические срезы всегда одного неоднородного, но и целостного, «производства и воспроизводства непосредственной жизни».
Фазы, или виды, движений товарного взаимодействия есть логически однопорядковые «производство, распределение, обмен, и потребление»), но «ведущая роль» (примат) за «обменом».
8.4. «Закон стоимости» как
концентрированное выражение товарного равновесия «вещественного производства».
Концентрированным выражением
симметрии вещественно-продуктового взаимодействия, гомогенно абстрактного
товарного равновесия «вещественного производства», является «закон стоимости»,
утверждающий, что обмен товарами происходит в соответствии с общественно
необходимыми затратами на их производство, выраженными абстрактной
(«количественной») стороной труда. В это же равновесие включается и движение
самих денег (безразлично, субстанционально-овеществленных как «третий товар» с
внутренней стоимостью или как общественно признанных и защищаемых государством
просто символических знаков стоимости). Вероятно, именно овеществленность
знаков в деньгах, их объективная униформность («считабельность», «одинаковость»
и пр.), отделимость от самих движущихся потребительных стоимостей и послужили
еще одной из причин того, что из всей гетерогенной совокупности
производственных отношений только товарно-денежные (экономические) и оказались
строго изученными (и затем поразившими вещизмом и числом все наше мышление).
Семантика Марксова товара (т.е. описание данного взаимодействия), конечно, несоразмерно больше, чем изложенная здесь. Это двойственный характер труда, рабочее время, формы стоимости, процесс обмена, акты купли-продажи, обращение, метаморфоз товара, функции денег и пр. Всё это предполагаем достаточно хорошо известным. Хотя, стоит заметить, даже в лучших изложениях теории Маркса (по его же «вине» рефлексивной недосказанности) товар последовательно не рассматривается как именно абстрактная и только гомогенная социальная симметрия, «нереальная объективность», нигде и никогда не существующая сама по себе. Но, даже сильнейшие теоретики, можно сказать, совершенно не воспринимают саму логику всякой базовой социальной симметрии. Продолжаются «разоблачения» Маркса без малейших попыток генерализаций.
Однако как и любое другое базовое взаимодействие, вещественно-продуктовое взаимодействие суть только абстрактный объективно-логический тип хаоса, «игры», суеты или симметрии, т.е. объективно, как таковое, само по себе нигде и никогда не существующее, а существующее только в определенной форме в данном случае экономических же производственных отношений и всегда в условиях некоторой господствующей формы собственности. В условиях эндогенного капитализма этой, уже асимметричной, формой господствующей собственности и является ограниченная (частная) собственность на средства производства, т.е. на базовый объект обстоятельств производства, имманентный именно самому же вещественно-продуктовому базовому взаимодействию.
8.5. Капитал как асимметрия вещественно-продуктовых производственных отношений.
Общественная форма частной собственности на средства производства, основное производственное отношение, капитал, порождает производственное принуждение (уже не животный страх и физическая сила или диктат и повинность) как экономическое отношение, именуемое отношением эксплуатации (в этом ее самом узком и строгом смысле). Невинный, социально-нейтральный (без присвоения результатов чужого труда) товар, будучи предоставлен в господствующей форме самому себе (как всякая симметрия) превращается в асимметрию, в данном случае имущих средства производства и имущих лишь свою рабочую силу. Основной «мотив» производства, его внутренняя, скрытая (эзотерическая) объективная цель, представляет собой прирост капитала как производственной позиции собственника в известной форме максимального извлечения прибавочной стоимости за счет наемного труда, соединяемого капиталом с обстоятельствами производства, т.е. со средствами производства, в этой форме и находящимися в частной собственности. Причем «мотив» этот в основе своей является сокрытым, дологическим, ибо объективная ценность всегда заключена в не являющейся форме самого труда, здесь лишь внешне овеществляемого. (И, конечно, «мотив» этот не абсолютен, ибо жизнь бесконечномерна, но гомогенно доминантен в этой форме производства.) Симметрия вещественно-продуктового взаимодействия никуда не исчезает, купля-продажа рабочей силы (работник здесь выступает в форме носителя покупаемого и продаваемого свойства своего рода «трудоспособной псевдовещи», способности к труду - рабочей силы) осуществляется в эквивалентной форме по ее же стоимости. Но в условиях асимметрии собственности эта рабочая сила оказывается единственным «капиталом» наемного работника. И в совокупном движении всего капиталистического производства «закон стоимости» сохраняет свою силу, но выступает в превращенной форме закона цен производства, как уже общее рыночное равновесие.
Природа этого превращения, или общего равновесия, весьма сложна. Более простая, субъектная сторона дела состоит во внешней, публичной стороне всего производства. Вся жизнь в любом обществе протекает во внешних, «очевидных» (так или иначе осознаваемых, хозяйственных, мотивированных) формах деятельности и языка (дискурса), далеких от подлинной природы этого общества, ибо действия людей (агентов производства) есть квазидействия отношений, лишь облаченные в прагматическую, публичную семантику. Стоимость, капитал и пр. как отношения никого не интересуют, а интересуют самые обыденные, житейские хлопоты, товары, деньги, прибыль и пр. Эта сторона находит отменное выражение в словах Маркса на первой же странице третьего тома: «Видоизменения капитала, как мы их развиваем в этой книге, шаг за шагом приближаются таким образом к той форме, в которой они выступают на поверхности общества... в конкуренции и в обыденном сознании самих агентов производства». Вот этой, всем «очевидной», «поверхностностью», надо сказать, более чем пышной, собственно, неутомимо и занимается вся западная экономическая наука, лишь для солидности накручивая всякие формулы. Обычное научное обслуживание хозяйственного процесса данной системы, ее определенного экзотерического, открытого обществу, общего равновесия, в котором все, вплоть до «макропропорций», превращено в формы житейских и юридических реалий. Так сказать, политика властей может быть «плохой», но лежащих в основе всего отношений - не касайся. Но вот объективная сторона этого превращения стоимости в цену, прибавочной стоимости в прибыль и прочее сложней. Это уже полилогизация производства.
У Маркса это объясняется прежде
всего межотраслевой конкуренцией, переливом капитала, независимостью прибыли
от органического строения и скорости оборота и т.д. Всё это так, но теперь мы
видим, что в тени остается именно материальная разнородность, гетерогенность
производства. Кратко говоря, материальная суть всех упомянутых «превращений»
состоит в том, что в любом реальном производстве имеют место быть и все
неэкономические (культурно-родовые, демографические, натуральные,
технологические и т.д.) структуры и процессы со своим давлением, своими
диахроническими модулями, темпоритмами, ценностями. В силу этой материальной
многомерности, кстати, обстоятельные формализмы здесь вообще бессмысленны. Вот
в виде упомянутых «превращений» и вообще в формах экзотеризации и происходит
(точнее, конечно, проявляется) их общее взаимосбалансирование в самих недрах
жизни, хотя здесь с неизбежной капиталистической, рыночной доминантой
(эндогенной типизацией).
Например, в рыночную цену
рабочей силы входят, как известно, и расходы на семью. Это обычно связывают со
стоимостью воспроизводства рабочей силы в смысле поколений. Формально-то верно,
но теоретически кошмарная подмена понятий. Дети рабочего ни при каких, самых
расчудесных, обстоятельствах не являются рабочей силой данного рабочего, папы
или мамы их то есть. Здесь имеют место безмерно более глубокие, чем экономические,
структуры, процессы, давления, темпоритмы - органические, демографические,
которые тоже не стоят на месте, хотя здесь сняты, деформированы и внешне
капитализированы в форме «рынка рабочей силы». Детей, скажем, надо воспитывать,
кормить, учить, играть с ними и пр., так что - эти процессы тоже являются
свойством «рабочей силы» их папы? Другое дело, что здесь, повторю, все преимущественно
выступает в орыночненных, капитализированных формах (как при феодализме все
феодализировано, при плане все опланировано), но формах совершенно других
структур.
Или, скажем, жилье. Оно, в основном (или обычно, чаше) при капитализме рыночно-платно по природе товарной деформации натуральных структур в форме их особо резкой капиталистической дифференциации. Но суть-то жилья не экономична, глубже, а потому и пробивается эта суть иной раз в виде огромных жилищных долгов населения, часто растущих, а то и способных быть никогда не выплаченными, вопреки всякой экономической логике (между прочим, практически бесплатное жилье при социализме куда более «свое», нежели «долговое»).
В общем все гетерогенное,
разнообразное и разнородное «производство и воспроизводство действительной
жизни», постраново, конечно, с огромными модификациями (культуризациями), и
выступает здесь в форме общего именно рыночного равновесия.
Это рыночное равновесие
выражается целым рядом, в принципе бесконечно детализируемых балансов и
соотношений: количество денег в обращении; спрос-предложение; оборот капитала;
сбережения, инвестиции; потребление, накопления; условия воспроизводства,
зарплата, безработица и др. Впрочем, рыночные экономисты все это знают.
Законы рынка - стихия,
действующая за «спиной» участников производства, впрочем, совершенно такая же
стихия, как всякие господствующие производственные отношения. При определенных
сдвигах в недрах производства и потребления то же самое рыночное равновесие
обнаруживает себя в кризисах весьма разных типов, в «разбалансах» отраслей, в
расхождении подвижного потребительского рынка и инертных инфраструктур, групп
продуктов, труда и капитала, денег и товаров, производства и обновления, самих
усложняющихся денежных форм и т.д., т.е. в специфических, как принято говорить,
циклических, нарушениях и (затем) восстановлениях равновесия.
Ленин отмечал, что такое уж «свойство данного строя», таков «полный колебаний характер господства товарной связи, ассоциации, построенной на конкуренции» (теперь, как мы видим, этот «полный колебаний» порядок уже глобализуется, все более угрожая «последним колебанием»). Основное отношение в итоге порождает и все характерные для этой системы формы нетруда, сверхтруда, паразитизма, резервной армии труда, относительного перенаселения и пр. Как и в любой системе, но по-своему.
8.6. Стратификация капитализма.
По сравнению со всеми предшествующими эндогенными формами основная стратификация капитализма наиболее логически проста, чисто классически двухклассова - рабочий класс и буржуазия. И замечено это было давно - «эпоха буржуазии, отличается... тем, что она упростила классовые противоречия», сама свела их к черно-белой дихотомии. Однако понятно при этом и то, что, как писал Ленин, «капитализм не был бы капитализмом, если бы «чистый» пролетариат не был окружен массой чрезвычайно пестрых переходных типов, от пролетария к полупролетарию... если бы внутри самого пролетариата не было делений на более или менее развитые слои, делений земляческих, профессиональных, иногда религиозных и т.п.». Но все эти и тогда, а теперь еще более многообразные «размывы» строения сил капиталистической системы вовсе не отменяют уникально дихотомичную (парную), эндогенно чистую суть ее основной стратификации («класс в себе»), обусловленной самой природой частной собственности на средства производства.
8.7. К причинам отсрочки анализа «духа коммунизма».
Сообразно наброскам предыдущих эндогенных форм и прорывов, следовало бы коснуться смысло-идеологической стороны преодоления капитализма. Но здесь возникают пока (в нашем движении) неодолимые трудности.
Рефлексивно разобраться с тем огромным идеологическим процессом, т.е. разобраться не в его собственных самовыражениях (при всей релевантности никогда не способных быть вполне адекватными), а в его реальных содержаниях, в восходящем переломе ментальности, смыслов бытия, хозяйственной типологии можно только с позиций прояснений кризиса уже следующей формы производства. Но если для всех докапиталистических эндогенных форм это хотя бы более или менее выполнимое условие, то критической теории социализма (плановой, линейной формы) пока нет и в намеках. Этот «идеальный тип», собственно, и есть предмет следующей, самой обстоятельной, главы всего раздела эндогенной логики. Соответственно и к «духу коммунизма», вообще к идеологическим коллизиям прорыва или обхода капитализма, мы вернемся много ниже, т.е. по мере прояснения еще ряда других теоретических вопросов. Так сказать, «культ» денег достаточно понятен, но следующий «культ» становится прояснимым лишь с анализом следующих же производственных структур и кризиса.
8.8. «Закон конца» капитализма.
«Закон конца» капитализма, как формы по мере развития производительных сил и сложения обстоятельств рано или поздно достигающей своего предела, обобщенно выражается законом капиталистического накопления, в частности ростом богатства на одной стороне и бедности - на другой (обнищание пролетариата), а равно монополизации. Разумеется, это происходит в исторически эволюционирующем содержании самих уровней бедности и богатства и, главное, в теории - в абстрагировании от всех действительно реальных адаптивных тенденций «социализации», демонополизации. Кроме того, эти Марксовы формулы предельности капитализма относятся прежде всего и именно к «вульгарному» капитализму, поскольку в последующих адаптациях формы предельности заметно изменились. В связи с чем... вынужденное отступление.
«Не выполняется закон, ошибся Маркс» - писано-переписано
на эту тему невпроворот. Даже не очень-то буржуазно заидеологизированные
теоретики попрекал Маркса за исторически и логически конкретное выражение
давным-давно известного закона разрыва между бедностью и богатством. Но Маркс,
хоть и точно этого не выражая, дал теорию только и только прорывной ветви
развития тогдашнего капитализма и дивергенции (расхождение ветвей развития) в
где-то неизбежной бифуркации! И не более того. Что и подтвердилось на все сто.
Да и закон разрыва полосами вполне действует и в самом блистательном
капитализме, а теперь еще, со всей силой и очевидностью, - в «мировой
капиталистической системе».
Маркс, совершивший революционный переворот в общественном сознании, точно описал капитализм своего времени. Потому, собственно, теория и подтвердилась, да еще в нескольких направлениях: в «облагораживающих» приспособлениях (адаптациях) самого «развитого» капитализма; в растущей «жути» всей мировой капиталистической системы; в тенденциях «избегания» (в частности, обхода) капиталистического развития; наконец, главное, в реализовавшихся на трети планеты прорывах, можно сказать, полного и форсированного преодоления и обхода последовательной капиталистической «версии» индустриализации. А может быть, что не менее существенно, теория стала по сути единственной признанной, даже многими противниками марксизма, опорной «точкой роста» всей мировой социологии в самих ее основаниях. Ведь ничего соразмерного ей ни один порядочный мыслитель мира пока не создал. Обидно, конечно, многим, но факт. Железный.
Соответственно основное
противоречие эндогенного капитализма - это противоречие между объективным,
происходящим в самом производстве обобществлением средств производства и ограниченной,
необщественной, в данном случае классической частной собственностью на них. Это
же и единственный «вывод» «Капитала», без единого дополнительного слова. Так
сказать, революционная теория не только не история, но и не утопия.
Поскольку же дать описание этой
преходящей, критической формы производства, ее господствующей собственности -
значит (вопреки всякому легкомыслию) дать описание всех общественных отношений
(тем самым синтезировать адекватный и эзотерический, скрытый самой природой,
язык ее всестороннего описания), то Маркс это и делает в детальном анализе
всех основных разрезов движения капиталистического общества, производства и
воспроизводства капитала, производительного, торгового, ссудного, земельного,
фиктивного. Ведь основной интеллектуальный объем теории в статике структуры, а
не в «лаконичном» тренде. Но, напомним, это и в основном парадоксальный язык
(аномальная, капиталистическая форма, но в том числе скрытно и вполне нормальных
базовых явлений «вещественного производства»).
Нашли свое некоторое (весьма приближенное, беглое) выражение и снятые производственные отношения, т.е., можно сказать, интуитивно, дотеоретически. Так, это деформация культурно-родовых (семья, духовная жизнь, условия быта и труда); демографических (образование, неграмотность, безработица, перенаселение и пр.) отношений. Капиталистическая деформация снятых территориальных отношений проявляется отчасти в теории ренты, а особо в характеристиках частной собственности на строительные и городские участки, места разработки ископаемых и т.д. Земля и недра по своей природе никакой стоимости не обретают, но в форме псевдосредств производства могут быть частными, обретать рыночную цену.
Теперь многое из этого снятого принято аморфно относить к «социальному», а потому же, кстати, здравоохранение, детские учреждения, водоснабжение и канализация, дорожное строительство, электроэнергетика и др. регулируются в развитых капиталистических странах все менее рыночными методами, хотя и с их сохраняющимся преобладанием.
Своеобразно замечены Марксом и потенциальные деформации, а именно капиталистическая деформация функциональных (технологических) производственных отношений («труд по надзору и управлению», труд в пределах так называемого единичного разделения труда, даже «капитал-функция»).
Но, конечно, в основном «Капитал» суть гомогенная (однородная) теория только чистого эндогенного капиталистического звена («слоя») градации, ибо и снятые, и тем более потенциальные деформации строго Марксом не рассматривались. И еще особо следует подчеркнуть, что, разумеется - никаких «практических предложений», ибо в отличие от сонма публичных, экзотерических воззрений действительная теория дает только скрытый, эзотерический критический язык критической же системы с тощей глубинной тенденцией ее же преодоления (обобществление средств производства при ликвидации доминирующей эксплуатации и в теории без всяких политических форм этого обобществления). И более ничего (все остальное в этом русле - борения в социально-политической прагматике, сложение уймы обстоятельств и пр.). Но потому ж, если революционная теория есть, то все остальное уже тавтология, «ненужное дело».
Итак, на основе «Капитала», где и когда сложились исторические обстоятельства, были осуществлены именуемые социалистическими преобразования (правильней, конечно, сказать, «произошли», но все ж в социально-политической форме впервые в человеческой истории с использованием обеспечивающей теории, с помощью идей «Капитала»).
Следующий эндогенный прорыв сложился как объективная задача в виде нового системного кризиса, кризиса социализма (используем пока лишь рабочую номинальность «измов», ибо иное пока толком и не рассматривалось). Но поскольку действительные успехи современного капитализма (развитого) слепят глаза и страшно примитивизируют мысль не только у обывателя, но и у многих ученых и политиков, следует кратко «отвлечься» от нашего пока «чисто» эндогенного продвижения.
Преодоление (и/или обход) капитализма и следующая эндогенная форма.
При всех достижениях современному капитализму были и остаются присуши разрыв бедности и богатства все той же, хотя и, конечно, усложненной, природы: безработица, жесткая конкуренция (и внутрипроизводственная «административно-командность»), бездуховность (вне шалящих элитных сфер), аморализм погони за наживой, бездомность, стихия рынка (смягченная государством и разросшимися внутрифирменными и некоторыми межфирменными плановыми порядками), кризисы, страх потерять работу, нередкие дискриминации в отношении национальных меньшинств, иностранных рабочих, неотъемлемая массовая преступность определенного типа и т.д. Но в то же время, по сравнению с объективным негэнтропийным узлом всех событий, пусть даже былым социализмом, практически избавленным от указанных негативов капитализма (хотя и исторически стремительно обнаружившим новые собственные негативные явления), современный капитализм высоко адаптивен, производительно революционен, имеет несомненные успехи в гонке культур, что и безнадежно слепит глаза обывателя и иже с ним, тем самым начисто парализует познание. Назовем некоторые причины этих успехов капитализма, но пока и исключительно в их только эмпирическом, «газетном» обозрении (и еще без учета новейших тенденций и теорий):
преодоление одиозных форм
(плантационное рабство, откровенный расизм, аномальные формы детского труда,
длинный рабочий день, и т.д.);
как правило, значительно более
богатый культурно-исторический опыт;
жесткость экономического
принуждения к труду, высокая интенсивность труда, безоговорочное и весьма
сильное господство административных отношений внутри предприятия или, как
говорят, «частной бюрократии»;
предсказанное Марксом высокое обобществление средств производства в многообразнейших новых
проявлениях (роль общественных структур, акционерного и корпоративного
капитала, «коллективных» предприятий, ТНК и мн. др.), но в той же доминирующей
капиталистической форме;
выгоды, даваемые масштабом
всемирного капиталистического хозяйства;
высокая стихийная адаптивность
вообще, а в частности, уже изначальное контрприспособление к социалистическим
движениям, а затем и широкое использование многих институтов социализма, в том
числе в так называемой социальной сфере (так сказать, детсадов как
общественного явления до социализма капитализм не знал);
постоянная борьба рабочего
класса за улучшение своего положения, компромиссы и гибкость «трудовой тактики»
капитала; вообще большие изменения, заметный «размыв» классической
стратификации;
антитрестовская (антимонопольная)
политика в эффективном сочетании с использованием всех выгод мощи монополий;
государственно-монополистическое
хозяйствование и регулирование;
огромные возможности
капиталистического государства и современных СМИ в манипулировании сознанием
масс;
мощные и демпфирующие резкие
аномальности действия гуманистических сил, демократических традиций и
институтов;
сильнейшая идеологизация, но и в
ее пределах относительно высокая свобода легитимной социальной науки;
нараставшие негативные явления современного социализма как «успокаивающий, маскирующий собственные беды фактор.
Более того, начало НТР («постиндустриализация»), то есть научно-техническая революция, в особых формах предоставила капитализму новые адаптационные возможности, хотя и не только в успокоительных формах.
Наконец, вся картина на порядок усложняется в контексте понимания неуклонно нарастающих как асимметрий, так и интеграции в межобщественных процессах, в глобальных структурах социума. Ситуация все более глобализуется. Развитой капитализм уже вообще совершенно неправомерно рассматривать без самого смещения капиталистических отношений (форм) в экзогенные (межстрановые). Не только, скажем, США, Великобритания, Япония, но и почти «социалистическая» Норвегия все в большей степени «эксплуатируют» развивающийся мир. (Это, кстати, означает, что сравнивать социалистические страны с любой отдельной «развитой» капиталистической страной вообще неправомерно.) С крахом же соцсистемы картина еще более усложнилась.
Так известный финский философ и логик Г.Х. Вригт изображает сложившуюся ситуацию в довольно суровых тонах: западная система в одиночестве парит на мировой арене; мы получили «галопирующий капитализм» со спадом и массовой безработицей на Западе, а также кричащей нищетой и беспорядками в остальном мире; еще менее радует перспектива, грозящая «в конечном счете падением».
Но самое главное, что в движении по ступеням эндогенной логики все это не имеет к сути дела пока ни малейшего отношения. И даже правильно понять современный капитализм, не говоря о мировых структурах и процессах, можно только после изучения того, что происходит в кризисном состоянии современного социализма, точнее, «его» линейной формы.
Пока же, с некоторой условностью
говоря, будет оставаться именно доминирующей, господствующей «священная»
частная собственность на средства производства, и, что бы там ни происходило,
это будет все тот же лишь адаптирующийся капитализм, господство рыночного
равновесия, т.е. вполне определенная квазистабильная «форма существования»,
которые в подлунном мире вечными не бывают.
Ибо именно рынок из средства превратился в цель саму по себе, ибо нет ничего, что вне его; происходит сдвиг даже к «собственно капиталистическому рынку» с еще более изощренной эксплуатацией. Как замечает даже отнюдь не марксистский аналитик Б. Гросс, при любых «новых условиях» неумолимо действенными остаются «такие фундаментальные концепции, как эксплуатация, накопление, классы, прибавочная стоимость, прибыль...». Но все значительно сложнее, тем более с учетом уже новейших «постиндустриальных» тенденций перспективы адаптирующегося капитализма предстают еще более мрачными, «классовое деление может стать гораздо более жестким» (В.Л. Иноземцев).
Прежде всего, как и ранее в нашем движении в постижении теории, теоретическое понимание осуществленного эндогенного прорыва в преодолении (обходе) капитализма свободно от всех «форм истории», от всех так или иначе сложившихся конкретных исторических обстоятельств обострения противоречий капитализма и реализации революционных прорывов социалистическими преобразованиями. Теория не история. Преодоление и (или) обход капитализма социалистическими революциями в «негативном» содержании означало ликвидацию узурпации или господства частной собственности на средства производства, их изъятие из ограниченного пользования, т.е. очередной эндогенный шаг обобществления теперь уже основных средств производства и, как следствие, снятие экономических производственных отношений. В «позитивном» производительном содержании преодоление капитализма означало объективный процесс технологизации (в более видимой общественной форме плановизации) производства. Иначе сказать, после пройденной эндогенной социализации (демографизации), территориализации (натурализации), товаризации (индустриализации»), преодоление капитализма означало следующий шаг приучения общества и людей к плановой дисциплине труда, к коллективной работе в масштабах всего (отдельного) общества, к технологизации производства.
Конечно, уже капиталистическая «фабрика научила пролетариат» планомерной работе, но это в корне, радикально еще совсем не то, в сравнении с «научением» всего общества, т.е. с изменением всех общественных отношений. Но вот эта «фабричная» историческая форма в эндогенном ряду оказалась из всех форм прошедшей истории самой короткоживущей, крайне быстро обнаружила растущие присущие ей «негативные явления» и под давлением развивающихся производительных сил и всей совокупности (в том числе внешних) обстоятельств оказалась перед объективной необходимостью преодоления.
Итак, следующий эндогенный прорыв и обозначился в кризисном состоянии социализма независимо от того, что в мире еще сохраняются остатки синполитейной первобытности, племенные формы, стертое рабство, феодальность, пышно адаптирующийся капитализм. Но в отличие от рассмотренных ранее эндогенных шагов, как уже реализовавшихся, сейчас это лишь зреющий, «невероятный» (в смысле Шредингера), прорыв, или провал, весьма вероятно всеобщего порядка.
Сложность же дальнейшего продвижения вперед, в познании мира, теории и социализма, в условиях сложившегося экономического догматизма, а равно разбуженных «демократизацией» примитивных и фундаменталистских умонастроений, нарастают как снежный ком. Так что в сущности, обращаясь к современному социализму, даже, если угодно, и рухнувшему, мы ступаем на белое поле всего нашего (и не только) обществоведения (формы рухнули, а паттерны культур в своих основах как были, примерно такими и остаются).